В Москве готовится к открытию выставка художника Лучо Фонтаны «Ретроспектива»
Мультимедиа Арт Музей, Москва готовит к открытию выставку итальянского художника Лучо Фонтаны «Ретроспектива». Ценители современного искусства увидят ее уже в четверг, 28 ноября. Живописец, скульптор, новатор Фонтана первым вышел за рамки холста в прямом смысле слова — разрезал его. Просто. И радикально. Увидев его работы однажды, забыть их невозможно.
Первая мысль, которая приходит в голову на этой выставке: вызывайте полицию, здесь вандалы! И они испортили все картины. Но это если не знать художника. Ведь все эти полотна Лучо Фонтана порезал сам. И назвал это одним из самых простых и радикальных действий в живописи ХХ века.
Эти колотые и резаные раны на холстах он воспринимал не как разрушение, а как создание чего-то абсолютно нового. Это вообще не про боль, как могло бы показаться. Учитывая, что художник начал создавать эти картины в послевоенное время. А про свободу выйти за рамки.
«Он хотел, сидя перед плоскостью своего холста, видеть что-то «за». Прорывы и прорезы Лучо Фонтана — это призыв смотреть за тот предел, который мы себе поставили. И мы можем увидеть свет», — рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Свет звезд, о которых так грезил художник. Вселенная — вот, что хотел показать за своими порезами Фонтана. В эпоху освоения космоса эта тема волновала его больше всего. И на обороте главной своей работы он даже написал «Мягкая посадка русских на Луне».
«Он был невероятно увлечен развитием технологий. Был впечатлен первыми космическими открытиями. И космос стал для него местом, где сошлись искусство, наука и религия», — отмечает куратор выставки Елена Джеуна.
Эту картину даже называли «иконой Фонтана». И здесь могут начаться споры, подобные тем, что ведутся у «Черного квадрата»: ну в чем тут искусство, я тоже так могу. Но подобно Малевичу, Фонтана революционер. Главное для него — идея. И желание сделать то, чего еще не делали.
«Для Фонтана это был высший жест медитации. Для меня — тоже. Смотришь и понимаешь, что тебе реально открывается мир. Это знаете, как в театре открывается занавес, и ты попадаешь в другое пространство», — делится Ольга Свиблова.
К этому он пришел уже в поздний период творчества. Сложно поверить, но начинал Фонтана как реалист — создавал портреты для надгробий. Позже, смешивал разные стили и материалы. В живописи использовал кристаллы, в скульптуре — мозаику. Противоположностью этого китча стала серия распятий. Керамика в его руках будто корчится в мучениях.
«Он начинает эту серию в 1948 году. Это сразу после возвращения в Италию, где кошмары Второй мировой войны они были перед глазами. Все-таки всю войну он был в Аргентине», — поясняет директор Музея.
Он не дожил всего год до того момента, когда Нил Армстронг высадился на Луне и сделал маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества. Для Фонтана Луна осталась такой, какой он запечатлел ее на своем продырявленном холсте. Потомки эту художественную революцию навсегда запомнят, как маленький жест для художника — но огромный для всего искусства.