Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
26 ноября 2019, 18:30

В Москве готовится к открытию выставка художника Лучо Фонтаны «Ретроспектива»

Мультимедиа Арт Музей, Москва готовит к открытию выставку итальянского художника Лучо Фонтаны «Ретроспектива». Ценители современного искусства увидят ее уже в четверг, 28 ноября. Живописец, скульптор, новатор Фонтана первым вышел за рамки холста в прямом смысле слова — разрезал его. Просто. И радикально. Увидев его работы однажды, забыть их невозможно.

Первая мысль, которая приходит в голову на этой выставке: вызывайте полицию, здесь вандалы! И они испортили все картины. Но это если не знать художника. Ведь все эти полотна Лучо Фонтана порезал сам. И назвал это одним из самых простых и радикальных действий в живописи ХХ века.

Эти колотые и резаные раны на холстах он воспринимал не как разрушение, а как создание чего-то абсолютно нового. Это вообще не про боль, как могло бы показаться. Учитывая, что художник начал создавать эти картины в послевоенное время. А про свободу выйти за рамки.

«Он хотел, сидя перед плоскостью своего холста, видеть что-то «за». Прорывы и прорезы Лучо Фонтана — это призыв смотреть за тот предел, который мы себе поставили. И мы можем увидеть свет», — рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Свет звезд, о которых так грезил художник. Вселенная — вот, что хотел показать за своими порезами Фонтана. В эпоху освоения космоса эта тема волновала его больше всего. И на обороте главной своей работы он даже написал «Мягкая посадка русских на Луне».

«Он был невероятно увлечен развитием технологий. Был впечатлен первыми космическими открытиями. И космос стал для него местом, где сошлись искусство, наука и религия», — отмечает куратор выставки Елена Джеуна.

Эту картину даже называли «иконой Фонтана». И здесь могут начаться споры, подобные тем, что ведутся у «Черного квадрата»: ну в чем тут искусство, я тоже так могу. Но подобно Малевичу, Фонтана революционер. Главное для него — идея. И желание сделать то, чего еще не делали.

«Для Фонтана это был высший жест медитации. Для меня — тоже. Смотришь и понимаешь, что тебе реально открывается мир. Это знаете, как в театре открывается занавес, и ты попадаешь в другое пространство», — делится Ольга Свиблова.

К этому он пришел уже в поздний период творчества. Сложно поверить, но начинал Фонтана как реалист — создавал портреты для надгробий. Позже, смешивал разные стили и материалы. В живописи использовал кристаллы, в скульптуре — мозаику. Противоположностью этого китча стала серия распятий. Керамика в его руках будто корчится в мучениях.

«Он начинает эту серию в 1948 году. Это сразу после возвращения в Италию, где кошмары Второй мировой войны они были перед глазами. Все-таки всю войну он был в Аргентине», — поясняет директор Музея.

Он не дожил всего год до того момента, когда Нил Армстронг высадился на Луне и сделал маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества. Для Фонтана Луна осталась такой, какой он запечатлел ее на своем продырявленном холсте. Потомки эту художественную революцию навсегда запомнят, как маленький жест для художника — но огромный для всего искусства.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей