Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
16 декабря 2019, 18:14

Годовщина аварийной посадки самолета Курск — Одесса, очень похожей на «чудо в кукурузном поле»

А теперь о подвиге, который почти 40 лет был незаслуженно предан забвению. Речь о спасении пассажиров самолета, которому грозила катастрофа, если бы не выдержка и профессионализм пилотов. В 1982 году в истории советской гражданской авиации случилось свое «чудо на поле», только не на кукурузном.

Всегда пошутят друг над другом и всегда поддержат. Уже почти 40 лет они лучшие друзья, с тех пор как вместе посадили горящий самолет, спина к спине. Тогда бортмеханик схватил пальто, чтобы защитить командира за штурвалом.

Это произошло в 1982 году. Пассажирский Ан-24, вылетев из Курска, уже приближался к Одессе, когда в кабине экипажа замкнуло проводку. Страшный сон любого летчика — пламя растет молниеносно, отключается автопилот, затем — все приборы и вот ядовитый дым уже обжигает пилоту глаза.

Салон заволокло дымом, кислородных масок нет. Пассажиры начинают задыхаться и терять сознание. В нарушение всех инструкций экипаж принимает решение разгерметизировать самолет и открывает багажную дверь прямо в воздухе. Это решение потом даже внесут в руководство по летной эксплуатации самолета.

Экипажу все не удавалось найти место для экстренной посадки. Летят низко, едва не попадают в высоковольтную линию. «Там, смотрю, темно-зеленое поле. Сразу понял, что это клевер. У него дерн прочный очень, хороший», — вспоминает летчик.

Шасси не выпускают — самолет пропахал «на брюхе» больше 300 метров. Идеальная работа! Все пассажиры — 22 человека — уцелели, но пожар не заканчивается.

Один из спасенных впервые встречается с экипажем, чтобы сказать спасибо за эти 37 лет жизни — за то, что увидел, как выросли уже внуки. «Первый день рождения я не помню, а вот второй на всю жизнь остался», — говорит Александр Аникин.

За чудесное спасение в советские годы экипаж так и не получил высоких наград, даже запретили об этом печатать в газетах.

«У нас самолеты не горят. У нас ничего не падает. Тут на весь свет обижаться не стоит. Все нормально — главное, что все живы», — говорит летчик Юрий Ермаков.

Дело, конечно, в профессионализме. Вот Ермаков мальчишкой в аэроклубе, потом оттачивал мастерство на «кукурузнике». По 40 полетов в день. Летчик старой закалки, за штурвалом был чаще, чем дома.

«На пенсию уходя, сколько он летал, бедный. Как ни проснется — опять летал, опять летал. Да господи, когда ж ты, бедный, угомонишься! А сейчас к старости он такой заботливый, за все годы компенсирует», — говорит супруга пилота Нелли Ермакова.

В жизни после клеверного поля тоже немало удачи, говорит Ермаков. Сын пошел по стопам — стал пилотом, а рядом надежные друзья, которых он тоже готов прикрыть и в небе, и на земле.

Читайте также: