Скончалась Народная артистка СССР, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек
Умерла Галина Борисовна Волчек. Возможно, последний человек-эпоха. Дальше люди пошли другого калибра, и поэтому в эпоху как-то не складываются. А она была именно та, оттуда, словно с другой планеты. С этим ее взглядом удивительным, ее голосом... Поверить не могу, если честно... Я имел счастье быть с ней немного, совсем немного, быть знакомым. В воскресенье она сказала мне несколько теплых слов. Незаслуженно теплых.
Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Вечная память, Галина Борисовна.
«Это Галя Волчек. В спектакле «Вечно живые» играла Нюрку Хлеборезку. Сейчас Галя уже и режиссер, и лауреат государственной премии, и замечательная актриса», — звучит в документальной хронике.
Кажется, «Современник» осиротел дважды — когда ушел основатель Олег Ефремов, и вот теперь, когда не стало ее, Галины Волчек — к такому ударению привыкли несколько поколений ее современников. А она не представляла свою жизнь без любимого театра, и в этих отношениях, конечно, не было ни тени привычки. Только взаимная любовь.
«Считаю себя счастливым человеком, что родилась в этом доме, прожила в нем всю свою жизнь, не меняла адреса никогда. Ну, конечно, иногда я говорю: Господи! Ну, за что мне это? Я готова терпеть всевозможные каверзы, трудности извне, но когда это здесь происходит, внутри, вот тут начинаются нестерпимые раны», — делилась Галина Волчек.
В сердцах зрителей навсегда остались и ее театральные роли, и яркие эпизоды в кино, без которых невозможно представить себе те фильмы, что давно уже вне времени.
«Потом я не могла на улицу выйти буквально, потому что я приходила на какой-нибудь рынок за огурцами или в аптеку входила, и люди толкали так: «Смотри, смотри, она же в жизни не такая страшная, правда?» — рассказывала актриса.
Но главная ее роль, конечно, не на сцене и не в кадре: с 1972 года Галина Волчек — главный режиссер театра «Современник», а с 1989 года — его бессменный художественный руководитель. «Двое на качелях», «Три товарища», «Крутой маршрут». Сколько этих визитных карточек театра, в который часто не достать билетов!
Полными залами встречал и Бродвей на гастролях в 1978 году и позже, а от драматурга Артура Миллера Галина Борисовна после премьеры «Крутого маршрута» услышала, возможно, самые важные в своей жизни слова.
«Он сказал, что это лучшее, что я видел в театре вообще когда-либо, — вспоминала режиссер. — Я вся задрожала, я не знала, как выразить ему не просто благодарность, не просто какое-то восхищение тем, что я это слышу от него».
А вот артисты всегда восхищались тем, что слышали от нее, тем, как Галина Волчек умела раскрыть перед каждым то главное, что потом увидит и почувствует зал.
«Три товарища», я вот сейчас говорю и у меня мурашки какие-то, он мне очень непросто дался; вообще, мне кажется, что самое трудное, это я уже из собственного опыта, поставить не самую даже сложнейшую пьесу, а самое трудное — это прочитать роман на сцене», — говорила Галина Волчек.
Роман Ремарка на сцене «Современника» читают уже больше 20 лет, и после долгого ремонта вернулся в родной дом на Чистых прудах знаменитый Карл и высветил фарами в полумраке зала тот путь, который Галина Волчек определила для театра раз и навсегда:
«Мне бы хотелось, чтобы «Современник» оставался театром, в котором ты можешь получить какую-то безусловную правду про прошлую жизнь, про сегодняшнюю жизнь, ну и отчасти про будущее».
Будущее, которое без нее здесь, конечно, никто не хотел себе представлять. Но только не сама Галина Волчек:
«Им, молодым сегодня приходится стоять и биться, утверждать ту правду, за которую мы бились всю жизнь».
Первый канал выражает соболезнования коллективу театра "Современник" и семье Галины Борисовны. Денис, держись.