Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
19 января 2020, 21:59

Эксклюзивное интервью Дмитрия Медведева: что удалось сделать за восемь лет у руля правительства и почему решил уйти?

Важное политическое событие недели, которое, как и послание президента, получило большой общественный резонанс, — отставка правительства. Дмитрий Медведев после почти восьмилетнего премьерства покинул свой пост. Теперь он указом президента назначен заместителем председателя Совета безопасности.

Какие задачи стоят перед ним в новом качестве, что удалось сделать, руководя кабинетом министров? Антону Верницкому Дмитрий Медведев откровенно ответил на эти вопросы и рассказал, когда и как принималось решение об отставке.

— Вообще к отставке правительства всегда нужно относиться абсолютно спокойно, в этом нет ничего необычного. Это происходит во всем мире, происходит и в нашей стране. Но, может, за последние годы это не было очень часто, но тем не менее это совершенно обычное событие. Более того, когда правительство формируется, всегда президент и премьер, кто бы ни был президентом или премьером, обсуждают не только вопросы назначения в кабинет, но и вопросы потенциальной отставки, это совершенно нормально. Что же касается того почему, то я отмечу два момента. Первое и главное, о чем я сказал, когда мы встречались с президентом после послания 15 января текущего года, о том, что в послании обозначены столь масштабные задачи по обновлению политической системы, в известной степени даже изменению баланса властей в стране - это касается и правительства, и парламента, частично президента, судебной системы, что для того, чтобы принять все эти решения, президент должен быть абсолютно свободен в том, чтобы их обсуждать и принимать без оглядки на какие-либо другие факторы. Включая фактор правительства. И второе. Правительство, которое я возглавлял, а это уже второе правительство, которое я возглавлял, в общей сложности срок деятельности двух этих правительств нашей страны составил почти восемь лет. Это огромный срок. За новейшую историю России это было первый раз. Я покопался, так сказать, в истории и советского периода, и даже царского периода, но скажем прямо, так долго этими вопросами никто не занимался. За исключением, может быть, отдельных фигур. Поэтому совершенно очевидно и то, что вот та работа большая, которая проводилась и первым, и вторым правительствами, она все-таки была очень длительная, а это сложная работа, связанная с принятием решений по исключительно трудным вопросам. Это тоже нужно принимать во внимание.

— Но Вы довольны работой правительства? Что получилось? Что не получилось?

— Я прямо скажу, что как человек, который отвечал за работу правительства почти восемь лет, я в целом доволен, как шли дела и как работал высший исполнительный орган власти. Конечно, окончательные оценки всегда дают люди, но с точки зрения организации работы и тех задач, которые мы решали, это было исключительно важное и сложное время. Давайте посмотрим. Работа первого правительства началась в тот период, когда Россию, как и весь остальной мир, накрыла вторая волна кризиса, резко упали цены на энергоносители. А это для нашей страны, чего скрывать, ключевой фактор. Это, естественно, сразу ударило по бюджету, по многим программам. Дальше — больше. После присоединения Крыма, возвращения Крыма в нашу страну, последовали санкции. Это естественно довольно болезненно также ударило по экономике, и мы должны были не только наладить работу в очень сложных санкционных, да еще и кризисных условиях, но и, по сути, заняться важнейшей темой, которой никогда до этого правительство не занималось, — импортозамещением. Потому что целый ряд товаров оказался отрезан от нашей страны. С другой стороны, мы сделали ставку на то, чтобы заместить многие виды товаров, продовольствия на наших полках, на прилавках магазинов и просто создавать новые российские продукты и товары. Это была тоже очень серьезная и большая работа. Кроме этого, мы, конечно, должны были в этих очень сложных условиях — санкции плюс кризис — удержать макроэкономическую стабильность. Обычно об этом рассуждают, как об общих вещах. Но это совсем не общие вещи. Это рост цен. Вначале инфляция выросла до 13%, до 15%. Это бьет по кошельку людей. Сейчас у нас инфляция — это результат деятельности правительства и Центрального банка, об этом, кстати, президент специально сказал в послании — составляет 3%. Это самая низкая инфляция за всю историю нашей страны. Это, соответственно, социальное самочувствие людей. Поэтому и эти усилия по макроэкономической стабилизации я также не могу исключить из числа тех важных вещей, которыми занимались правительство, которое было сформировано в 2012-м и в 2018 году. Но и, наконец, крупные программы. Они были установлены, приняты указом президента в 2012 году. Затем национальные проекты, которые появились в 2018 году. Это важнейшие государственные цели, которыми занималась команда первого и второго правительства под моим руководством. Поэтому в целом я этой работой доволен. Мы обсуждали это и с президентом страны. И хочу сказать, что уже имея в виду все принятые решения, пользуясь этой возможностью, еще раз хочу поблагодарить всех своих коллег, которые в этой очень сложно ситуации внутри страны, имею в виду международные ее аспекты, вели эту весьма и весьма непростую работу. Безусловно, были и трудности. Это так. Были и нерешенные задачи. И, естественно, сейчас ими нужно будет заниматься. Я имею в виду то, что у нас почти не росли реальные располагаемые доходы. Это, конечно, результат общеэкономической ситуации, но этим нужно заниматься. Об этом все говорят, говорил президент в послании. И это, наверное, ключевая задача для нового правительства. Были и очень сложные решения, болезненные решения. Но необходимые решения. Я имею в виду пенсионную реформу.

— Вы заняли должность заместителя председателя Совета Безопасности. Раньше этой должности не было. Многим показалось, что для Вас это назначение было неожиданным. Как будет строиться Ваша работа?

— Ничего неожиданного в этой должности нет, кроме того, что этой должности…

— До этого не было.

— До этого не было. Но такие идеи на самом деле существовали. И когда президент предложил стать заместителем председателя Совета Безопасности Российской Федерации, а председателем по Конституции является президент, я, естественно, согласился, потому что это важная, нужная, как мне представляется, работа, которую ведет Совет Безопасности страны. Совет Безопасности готовит важнейшие решения в сфере безопасности, обеспечения суверенитета страны для президента. И занимается важнейшими программами, важнейшими направлениями деятельности, которые как раз эту безопасность и суверенитет обеспечивают. Это не только обороноспособность, хотя это, конечно, и обороноспособность. Это не только защита суверенитета, но и целый ряд важнейших решений, которые связаны с защитой прав человека, с экологическими вопросами, с решением вопросов промышленной, экономической безопасности, обеспечением, кстати сказать, экономической безопасности в условиях, когда на нас, например, давят теми же самыми санкциями. И международные вопросы, которыми также Совет Безопасности занимается. Но и не скрою, наверное, тот опыт, который я приобрел, работая вот эти почти восемь лет в правительстве, а до этого возглавляя Совет безопасности как президент, он, наверное, тоже пригодится.

— Я так понимаю, что назначение на новую должность не означает ухода из активной политики, «Единой России»? Вы остаетесь во главе партии. Что дальше будет с партией?

— Если говорить о конкретной новой работе, то замещение этой должности не противоречит тому, чтобы заниматься политической деятельностью, в том числе деятельностью по руководству партией, я остаюсь председателем партии «Единая Россия». Это наша ведущая политическая сила, это правящая партия. На ней лежит огромная ответственность перед нашими людьми, перед страной за развитие страны. Естественно партия решает те же самые задачи, что и, по сути, стоят перед всей страной. Но сейчас важнейшие задачи связаны с повышением уровня благосостояния людей, решением тех задач, которые основаны на национальных проектах. Партия и в низовых своих звеньях, я имею в виду в первичных организациях, и, конечно, на уровне руководства всячески старается помогать в реализации этих задач. Решает отдельные вопросы, связанные с развитием конкретных регионов, конкретных городов и так далее. Нужно готовиться и к тем выборам, которые будут в этом году 13 сентября, и, конечно, уже потенциально к выборам в Государственную Думу, которые будут в следующем году.

— А как уже изменилась Ваша жизнь после отставки? Какие планы на будущее? Сейчас отпуск или что?

— Она изменилась следующим образом: я просто приехал пару дней покататься на лыжах, пользуясь выходными днями. Сейчас покатаюсь пару дней, вернусь и буду работать. Так что в этом смысле особых изменений нет, я продолжу работу.


Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей