Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
19 января 2020, 21:14

Над планом поправок в Конституцию России уже работает созданная президентом специальная группа

Послание Владимира Путина, еще одна его часть — это даже не предложение, а целый свод инициатив, призванных укрепить государственное устройство и при этом отбить желание у тех, кто хочет управлять Россией издалека. Над планом поправок в Конституцию уже работает созданная президентом специальная группа. В нее вошли не только видные эксперты в области права, но и общественные деятели, работники науки и культуры.

Если честно отвечать на вопрос, когда вы видели Конституцию, то у подавляющего большинства ответ будет такой — по телевизору во время инаугурации президента. На экземпляре №1 избранный глава государства держит руку, произнося присягу. А что же внутри? Разумеется, текст основного закона страны, в который мало кто внимательно вчитывался, а стоило бы.

Из статьи 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Из статьи 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Это фундаментальные основы Конституции. То, что не подлежит сомнению и обсуждению, поэтому поправки, которые во время послания Федеральному собранию предложил президент, никакая не революция в государственном устройстве, а реализация потенциала документа 1993 года.

С тех пор, конечно, многое изменилось, и вот ответ на один из вызовов времени. Касается тех, кто, как сказал Владимир Путин, занимает критически важные для обеспечения безопасности страны должности. Перед тем как испытывать свои силы на этом поприще, потенциальный председатель правительства, его заместители, министры, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, губернаторы и судьи должны знать, чего они не смогут.

В. Путин: «Не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства. Еще более жесткие требования должны предъявляться к лицам, претендующим на должность президента Российской Федерации. Предлагаю здесь закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее. Знаю также, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Не считаю, что этот вопрос принципиальный, но согласен с этим».

Бурные аплодисменты вызвало и предложение президента наделить парламент новыми полномочиями. Государственная Дума сможет утверждать кандидатуру премьер-министра и членов кабинета, за исключением силового блока. Глава государства при этом не имеет права не согласиться с депутатами. Министров обороны и МВД президент назначает после консультаций с Советом Федерации, который, в свою очередь, по представлению главы государства сможет отрешать от должности судей Верховного и Конституционного судов. Роль последнего тоже предлагается сделать заметнее — прописать норму о проверке законов на соответствие Конституции. Все это, безусловно, заметные изменения, но форму правления в стране никто менять не собирается.

В. Путин: «Убежден, что наша страна должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности правительства, как и право отстранять от должности председателя правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия».

То есть система так называемых сдержек и противовесов сохранится, даже станет совершеннее, чтобы у государственных деятелей не возникло если не желания, то уж точно возможности использовать новые полномочия в своих интересах. Эксперты уже предрекают в случае, конечно, одобрения поправок заметное оживление политической жизни. Особенно перед грядущими выборами в Госдуму, но это все равно не тот безудержный карнавал, о котором многие подумали.

«То есть, конечно, это расширение компетенции и Государственной Думы, и Совета Федерации, но контрольный пакет остается у президента. Поэтому форма президентско-парламентской республики у нас не меняется. А вот соотношение полномочий президента, парламента происходит. Происходит некоторое перетекание, если хотите, полномочий от президента к парламенту, но это не кардинальные изменения», — отметил полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде РФ и Верховном суде РФ Михаил Барщевский.

По закону такие изменения может утвердить и парламент. Но президент настаивает — сначала должно пройти широкое экспертное обсуждение и голосование граждан страны, чтобы в итоге не осталось вопросов, зачем вообще все это нужно. Хотя некоторые ответы есть и сейчас.

«Разве мы не видим, как подчас пробуксовывают отдельные механизмы исполнительной власти, как возникает разрыв между местными органами самоуправления и государственной властью, когда полномочия есть, а средств не хватает. Вот эти механизмы надо настраивать. И поэтому речь идет не о том, что мы проснемся в другой стране, а о том, что все механизмы государственного управления должны работать в интересах людей максимально эффективно», — сказал председатель комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Андрей Макаров.

Андрей Макаров — один из тех, кто работал над текстом Конституции 1993 года. И сейчас входит в группу, которая готовит поправки в документ.

Первое заседание прошло в четверг, на следующий день после оглашения послания и с участием президента. Обсуждали в том числе и норму о верховенстве национального законодательства. Такой пункт в свою Конституцию внесли многие страны, но пока не Россия. Впрочем, его появление вовсе не будет означать, что наша страна откажется от международных обязательств. Смысл в решении проблем, которые в последнее время возникают из-за вольной трактовки некоторых документов — например, конвенции о защите прав человека.

«Проблема сегодня возникла в связи с тем, что надгосударственные органы, тот же самый, например, Европейский суд по правам человека, толкуют конвенцию, то есть, по сути дела, появляются принципиально новые положения, под которыми Российская Федерация никогда не подписывалась. И мы действительно должны дать конституционно-правовую оценку, возможно ли на территории Российской Федерации исполнение ряда положений», — сказал руководитель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас.

«Я согласен с Вами в том, что у кого-то всегда возникает соблазн поуправлять Россией со стороны. Это мы давно с этим сталкиваемся, я это сам наблюдаю. Иногда тот же Европейский суд, а мы исполняем все его решения, к сожалению, принимает явно неправовые решения. Вот что неприемлемо. Но, кстати говоря, мы и в этом случае исполняем, как это ни покажется странным. Но когда начинаются всякие толкования, которые навязываются со стороны, это уже перебор, это слишком», — отметил Владимир Путин.

В числе вопросов и норма о закреплении в Конституции статуса Госсовета. Заседания проходят не реже трех раз в год и посвящены самым актуальным темам. В состав совета под председательством президента входят главы Госдумы и Совета Федерации, руководители парламентских фракций, полпреды в округах и губернаторы. Уже много лет Совет вырабатывает важные для страны решения, но официально органом власти не является. Впрочем, здесь есть над чем подумать.

«Что касается Государственного совета, тоже хотел бы прокомментировать. У нас есть верхняя палата Федерального собрания. Она, как всегда было так, так есть и сегодня, является палатой регионов. И здесь нам тоже нужно очень аккуратно действовать. Здесь нельзя создать вторую палату регионов. И вот это тонкая работа», — сказал глава государства.

За столом далеко не только юристы — представители самых разных профессий. Главное, что все они признанные эксперты в своей сфере. Ведь речь идет не просто о точности формулировок, а о будущем страны. Как раз о нем в контексте грядущих изменений говорил детский доктор Леонид Рошаль и призывал взвешивать каждый шаг при работе над поправками в Конституцию. И еще раз уточнил вопрос с полномочиями президента.

«Чтобы через 25-30 лет не сказали, чего они там понапринимали, она должна быть очень продуманной. И я думаю, что мы со своей стороны, вероятно, лидеры разных направлений, должны спросить наше сообщество, например, врачебное сообщество, пациентское сообщество, что так, что не так, и на широкой платформе обсудить эти вопросы. У меня к вам вопрос, Владимир Владимирович, который не касается детства и моей специальности. Вы сказали, что министры и вице-премьеры утверждаются Думой. Хорошо, а будет ли возможность у президента ставить вопрос, если кто-нибудь из министров и вице-президентов не работает достаточно хорошо, поставить вопрос о соответствии и сказать ему "до свидания"?» — спросил президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

«Да, я вчера говорил и сейчас упомянул коротко. Полагаю, что у главы государства должно оставаться право отрешать от должности тех, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности», — ответил президент.

О будущем, хоть и не таком далеком, как 25 а то и 30 лет спустя, президента на этой неделе спрашивали и ветераны. В Петербурге главе государства предлагали свои поправки в главный закон страны.

Ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Климов обратился с таким вопросом: «Нам, старшему поколению, хотелось бы, чтобы продолжительность трудовой деятельности по руководству страной президента не ограничивалась конкретными сроками, а чтобы народ потом решал, продлить работу президента или освободить его, поблагодарив за сделанное».

«Что касается сроков пребывания главы государства у власти, я понимаю, о чем Вы говорите. Связано это у многих наших людей с тревогой за стабильность в обществе, за стабильность в государстве. И за внешнюю стабильность, и за внутреннюю. Я прекрасно понимаю. Вместе с тем очень тревожно, на мой взгляд, было бы вернутся в ситуацию середины 80-х годов, когда руководители государства один за одним до конца своих дней, оставаясь у власти, уходили из этой власти, не обеспечивая при этом необходимых условий для трансформации этой власти. Поэтому Вам спасибо большое, но я думаю, что к такой ситуации, как было в середине 80-х годов, лучше не возвращаться», — ответил Владимир Путин.

Понятно, что слово «стабильность» и фамилия президента Путина стали в каком-то смысле синонимами. Но если уж говорить о заделе на будущее, когда полномочия президента истекут, то вот еще одно предложение главы государства — закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. А еще обязать государство индексировать пенсии, чтобы потом будущим руководителям страны было не отвертеться, не нарушив со всеми вытекающими последствиями Основной закон, в котором, кстати, ведь четко сказано: Россия — социальное государство.

Сегодня сопредседатели рабочей группы сделали заявление: предложения президента были четко сформулированы и находились в высокой степени готовности, поэтому в ближайшее время на рассмотрение Федерального собрания будет отправлен пакет конкретных предложений по реализации той части послания президента, где речь идет о поправках в Конституцию, и определен механизм голосования.


Послание Федеральному собранию 2020

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей