Выставка, посвященная татуировкам, открылась в Пушкинском музее
В Пушкинском музее открылась выставка. Называется «Тату». То есть тату как искусство. И вот это — настоящая демаркационная линия, невидимая, но непреодолимая. Она разделяет мастодонтов вроде меня, для которых тату как искусство, и последующие поколения, для которых тату — это практика. Есть, правда, место, где мы можем примириться. Не все, конечно, но можем. Место, где я готов смотреть на тату как на практику, а не как искусство. Смотреть и даже всматриваться, если темно. И место это совсем не музей.
Татуировка в Пушкинском. От одного названия мурашки по коже. Экстравагантно здесь буквально все: красный фон для экспонатов, полумрак в залах, да и сами кураторы. Сотрудники музея выделяются элегантным черным на фоне пестрой научной группы, знающей о татуировке не понаслышке. Художники рядом. Перепутать тату-мастера с кем-либо сложно.
«Я столько разных тату видел, столько разных мест изучил! Старался везде что-то попробовать или приобрести. Вот посмотрите — последний раз, когда я был здесь», — говорит тату-художник Хенк Шиффмахер.
Хэнк Шиффмахер известен под псевдонимом Хенки Пенки. Это он делал тату, к примеру, Курту Кобейну. Помимо современной интерпретации старинного рисунка XIV века, сам материал, с которым работал мастер, вызывает как минимум любопытство.
На чем показывать искусство тату, если не на людях. Силиконовые ноги и руки под стеклом. Материал разрабатывали в специальной лаборатории: впитывает, задерживает пигмент, краска не растекается. Правда, пока есть нерешенный вопрос — не ясно, как реставрировать.
«Почему татуировку часто не воспринимают как вид искусства? Выставка задает этот вопрос и пытается найти ответ. Возможно, дело в носителе, ведь это кожа, что делает татуировку живым искусством в буквальном смысле слова», — говорит куратор выставки Анн Ришар.
Три составляющие любого произведения искусства — сюжет, композиция и то, как автор работает с темой. Как следствие, признание татуировки частью современной визуальной культуры. С этим уже никто не спорит.
«Одна из моих любимейших фотографий на этой выставке— это лицо одного из такого рода людей, у которого под каждым глазом написано "полны любви". И это очень наше состояние, невероятное. При всем ужасе, мраке того, что находится внутри, это такое очень, из Достоевского, состояние русской души. А глаза все равно полны любви», — говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Ученые нашли татуировку там, где и не догадывались. Подсказка хранилась на глазах у всех. Думали, что это орнамент на ложечке, а оказалось — рисунок на теле. Знаменитую девушку, плывущую с цветком лотоса, здесь, в Пушкинском, можно увидеть в новом свете. Ученые несколько лет назад обнаружили новую мумию ровно с таким же рисунком. Выяснилось, это вовсе не рисунок, это татуировка. И на выставке можно ее увидеть совершенно с нового ракурса. Оказывается, главные символы с обратной стороны. Это рисунок бога Беса — покровителя матерей и женщин.
Реплики знаковых экспонатов изготовлены для слабовидящих. «Тату» — проект флагманский сразу по нескольким фронтам. Если задуматься, то Пушкинский и татуировки — это не так уж и далеко друг от друга. Музей — институт, который занимается изучением символов самого разного рода. Татуировка — это символ и есть.
Если раньше тату было защитой от злых духов, знак принадлежности к привилегированному обществу или клеймом преступника, то сегодня все иначе. Зарегламентированная от и до, татуировка сама табу рушит. Неважно, моряк ты или топ-менеджер большой компании, рисунок может быть любого размера, любого цвета, на любом месте. А вот запутанный смысл порою доступен лишь самому носителю. Татуировка — это выражение индивидуальности, характера и даже позиции. Стойкий рисунок на лице ради сюжета? Почему бы и нет!