Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
3 мая 2020, 21:00

7 мая исполнится 20 лет со дня первой инаугурации Владимира Путина на пост президента

На предстоящей неделе исполнится 20 лет со дня первой инаугурации Владимира Путина на пост президента. Она состоялась 7 мая 2000 года. В то время под угрозой оказалось само существование страны. За два десятилетия Россия вновь стала сильной, страной, с которой вновь считаются в мире и которая способна решать самые трудные задачи и преодолевать любые преграды.

Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России, сказал когда-то Петр Столыпин. 20 лет, прошедших с момента первой инаугурации президента Путина не назовешь спокойными ни внутри ни снаружи. И, тем не менее, Россию не узнать.

«Если исторически оценивать деятельность личности, которые изменили историю развития своих государств, то все они начинали в уникально тяжелый период развития своего государства, вот и Владимиру Владимировичу Путину достался весьма сложный период, когда шли деструктивные процессы развала Российской Федерации, и вот с Северного Кавказа наседали террористы, до этого в августе началась вторая чеченская война, развал и разруха в экономике, большие проблемы, связанные с национальными элитами, с олигархами», — отмечает заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Андрей Кошкин.

Дагестан, август 99-го. Локальные успехи военных в отражении вторжения боевиков из Чечни и подавления очагов местного бандподполья принципиально ничего не решают. Страна на грани катастрофы. В случае любой неудачи центробежный процесс уже невозможно будет остановить. Путин в качестве главы правительства летит в район боевых действий. Его задача — продемонстрировать военным, а вместе с ними и всей стране, что отныне, впервые за долгие годы, в России есть человек, готовый принять на себя всю полноту ответственности за принимаемые им решения и развитие ситуации, какой бы непредсказуемой она тогда не казалась.

Май 2000-го. До полного окончания боевых действий в Чечне еще далеко. Путин, в марте избранный президентом, принимает присягу. Единство России к этому моменту держится буквально на честном слове. Единственная возможность сохранить государство — срочно добиться четкой работы всей системы управления в стране.

«Если идти по порядку, то первое самое смелое решение — это было решение о введении полпредств, которые будут заниматься приведением в единую форму регионального законодательства. Это сейчас выглядит как ерунда, вроде бы, есть полпредства, может быть, там и нет, но причем здесь полпредства, а на тот момент это была революция. Надо сказать, что у нас на тот момент на границах между некоторыми регионами находились таможни. Совет Федерации был абсолютной вольницей сенаторов, губернаторов», — рассказывает директор Центра политического анализа Павел Данилин.

Два президентских срока превратили территорию, раскрашенную на карте в один цвет в цельное и жизнеспособное государство. Реформа системы взаимоотношений между центром и регионами, создание федеральных округов, изменение принципов формирования Совета Федерации.

В конце 2004 года в России изменился статус ряда административно-территориальных единиц. От власти были удалены доставшиеся Путину в наследство олигархические группы. Их огромные состояния были впервые обложены налогами, а контроль над стратегическими отраслями стал возвращаться в руки государства.

«Проблему 2003 года сейчас помнят только профессиональные экономисты. Все были уверены абсолютно, что в этом году в России не хватит финансовых ресурсов, чтобы расплатиться с внешними долгами, и Россия будет вынуждена в очередной раз объявить дефолт. Экономическая политика президента, направленная на усиление государственной роли, направленная на приведение к единообразному порядку налогообложения, в первую очередь. Четкость правил по внешней торговле, особенно для крупного бизнеса. И, надо сказать, что сразу же дело ЮКОСА, выручка из Нефтегаза увеличилась по налогам на 300%. Добровольная выручка. То есть перестали уклоняться от налогов», — рассказывает Павел Данилин.

В итоге к 2008 году, процесс построения вертикали власти был в целом завершен. Единой страной управлял один президент, Россия наконец могла перейти из режима самосохранения в режим развития.

«Тот внешнеполитический и внутриполитический курс, который был избран президентом Путиным 20 лет назад, который, конечно, корректировался, но во многих основополагающих моментах оставался при этом неизменным, все-таки обеспечил сначала восемь лет динамичного экономического развития. Затем, пусть и в непростой ситуации, но все-таки макроэкономическую и прочую стабилизацию и, конечно, укрепление, серьезное укрепление безопасности страны, обеспечение наших внешнеполитических позиций и так далее», — отмечает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Сергей Беспалов.

По мере укрепления страны изнутри, все острее чувствовалась ее уязвимость извне. В 2007 году Путин на конференции по безопасности в Мюнхене предупредил Запад, что Россия больше не намерена мириться с пренебрежением к ее интересами. В ответ уже в следующем году мы вынуждены были пройти тест на серьезность наших намерений.

Нападение грузинских войск на Южную Осетию и на расположенных там наших миротворцев. Тест тогда был пройден, но вместе с решимостью и готовностью государства, он показал явное несоответствие наших Вооруженных сил тем вызовам, которые со всей очевидностью теперь перед ними появлялись.

«С 2008 года началась по-настоящему активная фаза военной реформы, реформы Вооруженных сил, и к 2014 году, к моменту крымской операции, собственно, в ходе которой силы специального назначения сыграли, как известно, определенную роль, стало понятно, что наши Вооруженные силы удалось вывести на новый уровень, но по-настоящему уже серьезной демонстрацией новых возможностей российской армии стала, конечно, сирийская кампания», — отмечает Сергей Беспалов.

Воссоединение Крыма с Россией стало возможным, в первую очередь, благодаря воле самих крымчан и решимости президента. "Вежливые люди" тогда лишь защищали результаты народного волеизъявления, поразив мир невиданной доселе оперативностью, слаженностью и четкостью действий.

Сирия же, наглядно показала, какой путь был пройден Россией за последние 15 лет. Если в 2000-м мы с трудом справлялись с бандами террористов на Кавказе, то в 2015-м наши Вооруженные силы с успехом решали непосильные для других боевые задачи далеко за пределами страны. В конце прошлого года обозреватель американского издания «Блумберг» так характеризовал внешнеполитические результаты путинского 20-летия у власти: «При Путине Россия частично восстановила то геополитическое могущество, которым обладал Советский Союз, вызывая при этом раздражение у большинства из 29 стран НАТО. У Путина есть одна весьма примечательная и удивительная черта: он расширяет глобальное влияние России малыми силами и средствами».

«Хамским способом с Россией ни о чем невозможно будет договориться» — таков был ответ Путина на любые попытки шантажа. Односторонний выход США из Договора по противоракетной обороне и развертывание этой системы вопреки неоднократным предупреждениям Москвы, неожиданно обернулись разработкой новой крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой, которая способна обходить системы ПРО. Сверхсовременные системы: баллистический комплекс «Сармат», гиперзвуковые ракеты «Циркон», «Кинжал» и «Авангард», лазерный комплекс «Пересвет» и беспилотный подводный аппарат «Посейдон» — все это уже вывело Россию в технологические лидеры в области вооружений.

«При том, что военный бюджет несравнимо мал, допустим, с Соединенными Штатами Америки, где 739 миллиардов долларов, а мы укладываемся в 61,5, но при этом имеем высокомобильные Вооруженные силы, обеспеченные высокотехнологичным вооружением, к тому же, надо сказать, что за всю историю и Советского Союза мы отставали от Запада в развитии высокотехнологичных вооружений, а вот в период холодной войны где-то даже такой такт отставания был порядка пяти лет, а сегодня, пожалуйста, наши вооружения и боевая техника превосходят вооружение других государств и является примером для тех же экономически развитых государств Запада, которые считали, что по технологии их вооружение превзойти невозможно», — отмечает Андрей Кошкин.

Расчет на то, что санкции поставят крест на планах Владимира Путина, оказался тщетным. Россия, сумевшая справиться с последствиями мирового финансового кризиса в 2008 году, в результате целого ряда заблаговременно принятых властями решений продемонстрировала еще большую устойчивость в 2014-м. Системная борьба с коррупцией продемонстрировала стране и миру, что отныне в России больше нет неприкасаемых, будь то губернаторы или министры. Национальные проекты, ориентированные на то, чтобы вывести из застоя важнейшие отрасли, параллельно поднимали престиж таких профессий, как военные, медики и учителя. В итоге, к 20-летию путинского управления Россия подошла готовой к новому этапу развития — к закреплению социальной ориентированности государства, внесением соответствующих поправок в Основной закон.

И в этот самый момент новый удар. Кризис, вызванный пандемией, поставил страну перед выбором, который за нее уже один раз сделали в самом начале 90-х: экономика или жизни людей. Тогда выбрали неправильно, и последствия мы ощущаем до сих пор. Выступая в среду с обращением к народу, Владимир Путин ясно дал понять: единственно возможный выбор — спасать жизни.

«Давайте вспомним и очень короткий, всего несколько страниц, но пронзительный, трогающий до слез рассказ Джека Лондона «Закон жизни». В нем речь идет о том, что племя бросало своих стариков, ставших обузой. Дети давали им немного еды и уходили, оставляя родителей на съедение зверям, оставляя их умирать. А старик-отец, оставшийся в одиночестве у костра, до конца верил и надеялся, что сыновья вернутся за ним. Вы можете хоть на миг представить, что можно поступить с нашими родителями, с нашими бабушками и дедушками так, как в этом рассказе? Никогда в это не поверю. Это не наш генетический код. Потому что мы учились у наших предков абсолютно другому. С ценностями взаимопомощи, взаимовыручки, солидарности Россия живет тысячу лет. И сегодня они — главная опора нашей государственности. Вновь повторю: для нас сейчас главное — это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. Твердо знаю, что так думает, поступает по совести абсолютное большинство из вас. Сохраним, сбережем людей. А все остальное приложится. Мы все обязательно поправим и наверстаем», — сказал президент.

«Это можно описать фразой — делай не так, как я сказал, а делай, как я. Это власть уважения, власть личного примера. Все эти 20 лет, начиная с войны на Кавказе, и заканчивая недавним приездом в Коммунарку, наш президент и показывает: он и есть настоящий моральный лидер нации», — отмечает председатель ОНФ Михаил Кузнецов.

Как национальный лидер, Путин четко дал понять, что в сложившейся ситуации очередной безнравственный выбор в пользу так называемого спасения экономики перечеркнул бы направление всего дальнейшего развития страны. Ведь несправедливая социально-экономическая система, основанная на безусловном приоритете материального над моральным гораздо большая угроза для будущего России, чем любой экономический спад, вызванный эпидемией.

Читайте также: