Ученые увидели возможную связь коронавируса с другой болезнью — синдромом Кавасаки
От него воспаляются сосуды и, если пустить все на самотек, в будущем не исключены куда более тяжелые последствия, вплоть до инфаркта. Страдают в основном дети. Раньше такие случаи встречались крайне редко, но с начала пандемии резкий рост сразу в нескольких странах.
Так тяжело трехлетний Марли дышал несколько дней. Его мама позвонила в поликлинику сразу же, как только у сына поднялась температура до 39 градусов. Врач решил, что это обычная простуда и посоветовал подождать несколько дней. Но Марли становилось хуже. На шее появилась опухоль размером с кулак.
«Он держался за шею - она у него болела, воспалился язык. На следующий день ему стало хуже, его сильно тошнило. Это был четвертый день. На пятый ребенок покраснел, на руках появилась сыпь», — рассказывает Хейли Грикс.
В госпитале поставили диагноз синдром Кавасаки. По сути, это сбой иммунной системы, из-за чего происходит воспаление сосудов. Чаще всего болеют дети до пяти лет. Пока известно о ста случаях, причем несколько пациентов умерли. Заболели дети в США, Британии, Франции, Италии, Испании, Швейцарии. Национальная служба здравоохранения Британии разослала педиатрам предупреждение, в котором сказано, что болезнь Кавасаки может быть связана с эпидемией коронавируса.
«Нам известно о 20 заболевших в Лондоне. Поступают сообщения о подобных случаях и в других медицинских центрах. Только половина этих детей заражены COVID-19. И пока мы не знаем точно, есть ли взаимосвязь между коронавирусом и болезнью Кавасаки, или это всего лишь предположения», — говорит профессор педиатрии Бристольского университета Адам Финн.
Первыми тревогу забили итальянские врачи. Профессор Анджелло Равелли возглавляет группу ученых, которая занимается этой проблемой. Вспышка заболевания синдромом Кавасаки случилась на севере Италии, то есть там, где больше всего выявленных случаев COVID-19. В Бергамо болезнью Кавасаки заболели 20 детей — в три раза больше, чем в апреле прошлого года.
«В нашей больнице в Генуе у нас пять таких детей за три недели. Для сравнения: за год у нас было 7-8 случаев, максимум 9. И некоторые из заболевших сейчас были заражены и коронавирусом. И эта информация позволила предположить, что может быть взаимосвязь между COVID-19 и болезнью Кавасаки», — сказал профессор, руководитель исследовательской группы итальянской ассоциации врачей-ревматологов Анджело Равелли.
В России синдром изучают на кафедре детских болезней медицинского университета имени Сеченова с 2003 года. За эти 17 лет у них было 300 пациентов с диагнозом болезнь Кавасаки. Профессор Наталья Голованова против того, чтобы этот синдром называли редким. По мнению специалиста, педиатры не всегда могут поставить правильный диагноз. Не исключено, что сейчас риск заболевания действительно выше.
«Поскольку с большой вероятностью предполагается, что инфекционный фактор — это триггер, а сейчас пандемия полыхает, не исключено, что коронавирус может быть таким же триггером, как и стрептококк, стафилококк и другие вирусы. Другой вопрос — это очень важно, — что не коронавирус причина этого заболевания», — говорит профессор кафедры детских болезней Сеченовского университета Наталья Голованова.
Триггер значит спусковой крючок. А вот причина синдрома до сих пор неизвестна. При заболевании Кавасаки иммунитет начинает атаковать здоровые сосуды, в том числе коронарные артерии. Это сосуды, по которым в сердце поступает насыщенная кислородом кровь. Если вовремя не начать лечение, то есть риск развития аневризмы, то есть расширения артерии. Из-за этого в сосуде может образоваться тромб. В будущем это может привести к серьезным осложнениям — ишемической болезни сердца или инфаркту. Поэтому крайне важно оказать ребенку медицинскую помощь в течение первых 10 дней. А вот с этим в разгар пандемии в некоторых странах могут возникать проблемы.
Не беспокойте нас по мелочам, звоните и приходите лишь в крайнем случае — с такой просьбой к британцам обратились врачи поликлиник. С одной стороны, все логично: нужно максимально сократить риск заражения. С другой — политика закрытых дверей напугала жителей королевства еще больше. Обращения в отделения неотложной помощи сократилось в два раз.
Но если речь идет о здоровье ребенка, то медлить нельзя. Трехлетний Марли уже выздоровел. Его мама Хейли сейчас много времени проводит в Сети, стараясь объяснить другим родителям простую истину.
«Многие родители сейчас из-за эпидемии не обращаются к врачам, даже когда ребенок заболел, потому что боятся заразиться COVID-19. Я призываю родителей: если ребенку плохо — вы должны обратиться за помощью», — сказала Хейли Грикс.