120 лет назад на воду был спущен легендарный крейсер «Аврора»
В Петербурге отметили круглую дату 120 лет со дня спуска на воду легендарного крейсера «Аврора». Корабль, имя которого стало символом бурных исторических событий, русско-японской войны, Октябрьской революции, в наше время обязательный пункт программы любой туристической поездки в Северную столицу.
Подъем в кубрике объявляют ровно в шесть утра. На крейсере 1-го ранга послаблений в корабельном распорядке не бывает. «Аврора» хоть и на вечной стоянке, но здесь чтят все морские традиции.
Столетие назад на крейсере служило почти 600 человек, сегодня только 30. И большинство по призыву.
– Я из города Белгорода, когда попал сюда, был очень удивлен, впечатлен красотой, все серьезно, все боевые посты работают, – говорит Иван Буханцов, машинист электромеханической боевой части крейсера «Аврора».
Музей – это лишь пятая часть крейсера, все остальное и поныне действующий боевой корабль. Командир ведет туда, куда туристам входа нет. Здесь в румпельном отделении когда-то было резервное управление: эти штурвалы приходилось крутить вшестером.
– Весь труд был невероятно сложный. Одних кочегаров на корабле было 136. Уголь перед засыпкой в котел нужно было еще раздробить кувалдой, – рассказывает Юрий Шишкарев, командир крейсера «Аврора».
За спуском корабля, названного в честь богини утренней зари, 120 лет назад наблюдал сам император Николай II. Крейсер был серийным, но уникальным его сделала история из трех войн и двух революций. «Аврора» одна из немногих уцелела в Цусимском сражении с японцами, тогда погиб ее командир. В Первую мировую крейсер патрулировал Финский залив, а потом настал революционный 1917-й.
По легенде, вечером 25 октября 1917 года на палубу поднялась революционерка Лариса Рейснер и дала команду «пли». Тот самый залп, что якобы и послужил началом штурма Зимнего дворца, был дан из орудий, что стояли вот на этом месте. Но на самом деле, тот залп был лишь предупреждением о готовности для рядом стоящих кораблей. А настоящий сигнал к штурму был дан с Петропавловской крепости.
Но именно «Авроре» было суждено стать символом Октябрьской революции. И возможно, поэтому ее так и не решились списать на металлолом. В блокаду корабельные орудия вместе с экипажем были отправлены на защиту Ленинграда. И только после Великой Отечественной крейсер встал на вечную стоянку. В 2014-м на ремонт корабль провожал, кажется, весь город. Спустя два года «Аврора» величаво возвращалась под разведенными мостами.
На знаменитой тиковой палубе сегодня слышны лишь шаги командира. Для посещения «Аврора» пока закрыта, как и все остальные музеи города. Командир признается, экипаж скучает по туристам. Ежедневно крейсер посещали тысячи человек, чаще всего дети.
– Я краем уха да слышу те или иные вопросы, которые они задают родителям, интересно послушать, что говорят мамы, что отвечают отцы, приходится иногда и поправлять, а что делать, – признается Юрий Шишкарев, командир крейсера «Аврора».
Юбилей по флотской традиции отметят торжественным построением. Сразу после экипаж разойдется по своим постам. И в час, когда утро встает над Невой и во все остальное время, «Аврора» продолжит и дальше нести почетную службу.