Претендент на звание Города трудовой доблести: Новокузнецк
Рубрика «Города трудовой доблести». Она о тех, кто с титаническим трудом ковал для всех нас Победу в Великой Отечественной войне. Среди претендентов на это новое почетное звание Новокузнецк, в те годы — Сталинск. Оружие, танки и самолеты делали из металла, который там выпускали. Местный завод даже получил славу броневого щита Отечества.
Новокузнецк — а в те годы Сталинск — называли «Кузницей Победы». Город поставил треть всей металлургической продукции для страны. Миллионы тонн чугуна, стали и проката, из которых потом создавали оружие для фронта, производили здесь на КМК — Кузнецком металлургическом комбинате. Работали в изнурительных условиях.
«Тут же мокрый весь. Обычно выпивали по ведру газированной воды с солью. Рубашка, если ее просто поставить, она от соли делалась как железная», — вспоминает ветеран труда Кузнецкого металлургического комбината Александр Морозов.
Александр Морозов устроился на Кузнецкий металлургический комбинат в 16 лет. Сначала работал на подхвате — подручным разливщика стали.
«Носили носилками по 120 килограммов. Ручки не выдерживали!» — рассказывает ветеран.
Позже про КМК говорили «броневой щит, спасший Отечество».
«Каждый второй советский танк в годы Великой Отечественной войны был одет именно в нашу кузнецкую броню», — отмечает замдиректора по науке Новокузнецкого краеведческого музея Петр Лизогуб.
Но к началу войны печи комбината были совсем не готовы к производству военной продукции.
«Основная задача, которая стояла перед кузнецкими металлургами, освоить выпуск броневых марок стали на действующем оборудовании, то есть в основных мартеновских печах», — рассказывает директор музейно-выставочного центра «Культурно-спортивного центра металлургов» Наталья Степанова.
Броню испытывали пулеметным и артиллерийским огнем. Если металл получалось пробить, его возвращали на переплавку. В начале войны производство алюминия в стране сократилось до критической точки. «Крылатый металл», как его еще называют, производил один завод на Урале и то он работал не в полную силу. Уже существовала реальная угроза остановки всех авиационных и моторостроительных предприятий — главных потребителей алюминия.
Поэтому основная нагрузка по его производству легла на Новокузнецкий алюминиевый завод. За годы войны он выпустил 28 тысяч тонн важнейшей для фронта продукции. Каждый третий советский самолет Великой Отечественной был сделан из новокузнецкого алюминия. В то время на алюминиевом заводе трудилась 15-летняя Мария Сизинцева. Была, в основном, так называемым, рассыльным — курьером. Но приходилось и вагоны разгружать.
«Грузили алюминиевые чушки. Подходил поезд, вагоны. И мы чушки 16-килограммовые таскали. А мы сами были по 35-40 килограммов веса», — вспоминает ветеран труда Мария Сизинцева.
Температура зимой иногда опускалась до минус 40. Голод. Но несмотря на это, работать сибиряки не прекращали ни на минуту и свой фронт здесь, в тылу, они отстояли.