В американском городе Портленд съемочная группа Первого канала пострадала от действий силовиков
О беспорядках в американском Портленде. В прямом смысле под ударом оказались корреспондент Юлия Ольховская и оператор Вячеслав Архипов. Причем пострадала съемочная группа Первого канала не от действий протестующих, а от силовиков, которые повели себя крайне агрессивно. Ни пресс-карты, ни объяснения журналистов действия не возымели. В итоге — разбитая камера, девушку-журналистку сбили с ног. А оператора ударили дубинкой.
Посольство России в Америке направило ноту протеста в Госдепартамент. Пресс-секретарь российского президента назвал такие действия силовиков возмутительными. По словам Дмитрия Пескова, Россия ждет от американских властей исчерпывающих мер по обеспечению личной безопасности российских журналистов. Оправившись от шока и воздействия слезоточивого газа, корреспондент передала в редакцию репортаж обо всех последних событиях.
Вооруженные силовики наступают — и картинка обрывается. Видеокамера стала жертвой людей в камуфляжной форме.
Оператор Вячеслав Архипов: Появились из-за угла в направлении, откуда я не ждал. Человек пять, может, шесть, причем единовременно. Один ударил по запястью правой руки дубинкой, другой — за лямки рюкзака и повалил на спину, в это же время отняли камеру. Причем резким движением остервенелым о землю, она разлетается на маленькие части. Было очевидно, что хотели бить — замахивались дубинкой, но каким-то чудом сдержались. Разбитой камеры им достаточно, видимо, было.
Все, что осталось от камеры. Меня повалили на асфальт, от удара теперь — на пальцах ссадины. Профессиональных операторов в толпе немного — ситуация в центре Портленда взрывоопасная. Улицы утонули в газовых облаках.
Здесь используется очень сильный слезоточивый газ — дышать невозможно, глаза слезятся. Видимо, чтобы провокаторы отходили подальше от здания суда.
Провокаторы из движения Antifa пытались проломить фанерные листы, с помощью которых укреплен вход в здание федерального суда. Ногами и железной арматурой. Под одобрительный гул толпы.
Здание федерального суда — место, где должны следить за соблюдением закона — фактически превратилось в зону беззакония. Снаружи — ни одного полицейского. Внутри — силовики, которых в Портленд отправил Белый дом наводить порядок.
Протесты здесь не прекращаются уже 55 дней. Но фактически люди в камуфляжной форме оказались заложниками. Провокаторы подпирают вход досками, чтобы не дать правоохранителям выбраться из здания и лазерными лучами пытаются ослепить камеры наблюдения.
«Что вы делаете?» — спрашивает корреспондент.
«Шутки кончились. Какие у тебя еще вопросы? И Портленд, штат Орегон, станет эпицентром перемен», — отвечает участник беспорядков.
Толпа продолжает долбить по зданию, когда из бокового входа появляются силовики. В клубах слезоточивого газа взрываются светошумовые гранаты и без предупреждения летят резиновые пули размером с пробку от шампанского.
Люди разбегаются, но только чтобы через 10 минут, вооружившись зонтиками, вернуться снова. Как только газ немного рассеялся — толпа начинает возвращаться обратно к зданию суда. Опять стычки с федералами. Люди в форме не церемонятся — в ход идут дубинки, кого-то из протестующих скручивают и затаскивают в суд. Правоохранители отступают на исходные позиции. Радикалы разжигают костер, а следом пытаются поджечь центральный вход. Пока журналисты снимали пожар, началась жесткая зачистка.
Съемочная группа Первого канала попала под раздачу, даже при том, что на шее у корреспондента и оператора были пресс-карты — их выдает Госдеп всем иностранным журналистам. Фактически это аналог удостоверения личности, который должен гарантировать безопасность.
Но в Портленде обстановка накалилась настолько, что силовики особо не разбирались, куда стреляют и по кому бьют. Митинг, который днем начинался вполне мирно, вылился в ночь насилия. Так что даже родоначальники протестного движения забеспокоились.
«Если мы не будем протестовать мирно, если мы попытаемся жечь здания — в чем смысл? Это незаконно. Мы дискредитируем сами себя. Я категорически против этого. Что мы хотим сказать? Движение Black Lives Matter создавалось не для того, чтобы воевать с силовиками», — заявляет один из них.
К слову, полиция в центре города так и не появилась. Все ее действия свелись к сообщению на сайте: «Полиция Портленда не присутствовала на месте описываемых событий. Полиция Портленда не принимала участие в уличных беспорядках и не применяла слезоточивый газ. Никто не был арестован».
Другими словами, копы самоустранились. Как и местные власти. Мэр Портленда и губернатор штата — оба демократы — выступают против присутствия в городе отправленных Трампом федеральных сил. Радикалы этим пользуются. А все остальные, похоже, просто смирились.
«Я думаю, будет намного больше насилия, прежде чем настанет мир», — говорит участница акции.