Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
30 июля 2020, 21:24

В Дербенте новую жизнь обретет уникальная советская разработка — экраноплан «Лунь»

В дагестанский Дербент сегодня пришел летучий корабль. Сказка, подумает кто-то. Нет. Это единственный в мире ракетный экраноплан. Гибрид корабля и самолета. Его создали в конструкторском бюро имени Алексеева, благодаря которому у нас есть корабли на подводных крыльях. Пассажирские «Ракеты», «Кометы», «Метеоры». Экраноплан — для другого. Убийца авианосцев. Летит в паре метров над водой, на радарах не виден. Подкрадется и запустит ракету. Выглядит заманчиво: тогда почему служба у него не сложилась?

Не то корабль, не то самолет. В водах Каспия необычное зрелище — 300-тонная махина высотой с пятиэтажный дом. Самый большой экраноплан проекта «Лунь» меняет место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.

На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров займет больше 12 часов. Финальной точкой пути станет филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.

В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.

И хотя перемещение такой махины уже само по себе эффектное мероприятие, оно не смогло тягаться со зрелищем, которое устроила бы эта машина, будь она на ходу. История разработки экранопланов в нашей стране началась еще в 60-х годах. Первый и самый большой в мире экземпляр был создан в 1966 году конструкторским бюро имени Алексеева. Для летных испытаний он был переброшен на Каспий. Нанесенные на борту буквы КМ означали корабль-макет, но иностранные военные, видимо, опираясь на эти литеры, прозвали его «Каспийским монстром».

В 1980 году во время очередных испытаний он потерпел крушение. Именно «Каспийский монстр» послужил прототипом для создания транспортно-десантного экраноплана «Орленок» и ракетного экраноплана «Лунь». В планах было построить еще семь таких же, но из-за финансовых проблем в начале 90-х строительство заморозили. С тех пор «Лунь» так и стоял на причале Каспийского завода «Дагдизель».

Главным преимуществом подобных судов была скорость — до 500 километров в час, и незаметность для радаров благодаря небольшой высоте полета над водой. Так называемый «экранный эффект», за счет которого и машина словно парит над водой, возникает в момент, когда поток воздуха, отражаясь от крыла, успевает дойти до поверхности воды и вернуться обратно, то есть крыло уплотняет под собой набегающий поток воздуха и превращает его в динамическую подушку.

К сожалению, неудачи на испытаниях, сложность пилотирования и другие недостатки поставили тогда крест на проекте. Но при этом немногие сохранившиеся экранопланы — реальные памятники отважной инженерной мысли и конструкторскому таланту создателей.

Читайте также: