В Дербенте новую жизнь обретет уникальная советская разработка — экраноплан «Лунь»
В дагестанский Дербент сегодня пришел летучий корабль. Сказка, подумает кто-то. Нет. Это единственный в мире ракетный экраноплан. Гибрид корабля и самолета. Его создали в конструкторском бюро имени Алексеева, благодаря которому у нас есть корабли на подводных крыльях. Пассажирские «Ракеты», «Кометы», «Метеоры». Экраноплан — для другого. Убийца авианосцев. Летит в паре метров над водой, на радарах не виден. Подкрадется и запустит ракету. Выглядит заманчиво: тогда почему служба у него не сложилась?
Не то корабль, не то самолет. В водах Каспия необычное зрелище — 300-тонная махина высотой с пятиэтажный дом. Самый большой экраноплан проекта «Лунь» меняет место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.
На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров займет больше 12 часов. Финальной точкой пути станет филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.
В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.
И хотя перемещение такой махины уже само по себе эффектное мероприятие, оно не смогло тягаться со зрелищем, которое устроила бы эта машина, будь она на ходу. История разработки экранопланов в нашей стране началась еще в 60-х годах. Первый и самый большой в мире экземпляр был создан в 1966 году конструкторским бюро имени Алексеева. Для летных испытаний он был переброшен на Каспий. Нанесенные на борту буквы КМ означали корабль-макет, но иностранные военные, видимо, опираясь на эти литеры, прозвали его «Каспийским монстром».
В 1980 году во время очередных испытаний он потерпел крушение. Именно «Каспийский монстр» послужил прототипом для создания транспортно-десантного экраноплана «Орленок» и ракетного экраноплана «Лунь». В планах было построить еще семь таких же, но из-за финансовых проблем в начале 90-х строительство заморозили. С тех пор «Лунь» так и стоял на причале Каспийского завода «Дагдизель».
Главным преимуществом подобных судов была скорость — до 500 километров в час, и незаметность для радаров благодаря небольшой высоте полета над водой. Так называемый «экранный эффект», за счет которого и машина словно парит над водой, возникает в момент, когда поток воздуха, отражаясь от крыла, успевает дойти до поверхности воды и вернуться обратно, то есть крыло уплотняет под собой набегающий поток воздуха и превращает его в динамическую подушку.
К сожалению, неудачи на испытаниях, сложность пилотирования и другие недостатки поставили тогда крест на проекте. Но при этом немногие сохранившиеся экранопланы — реальные памятники отважной инженерной мысли и конструкторскому таланту создателей.