Москва попрощалась с троллейбусами
Московский троллейбус уходит в прошлое, но остается на единственном столичном маршруте и в множестве любимых нами кинолент: «Берегись автомобиля», «Дайте жалобную книгу», «Приключения желтого чемоданчика», в «Ералашах». Уходят и казусы с «рогатым» подобные тому, что в фильме «Где находится нофелет?». Теперь сплошные электробусы. У них ток всегда, когда нужно. А если все же батарея сядет — подзарядят. Это же современный гаджет.
Последний рейс московского троллейбуса. Его встречают аплодисментами на остановке, аплодируют в салоне и снимают видео на память. С рассветом на маршруты вышли электробусы — младшие братья легендарных синих троллейбусов.
Это электробус. Все инновационное, тихий ход, бесшумный и маневренный. Он не привязан к контактной сети. Не надо с зарядкой больше дорогому троллейбусу бегать по городу. То есть как мобильный телефон — заряди аккумулятор и выходи на маршрут. В общем, это первый родственник троллейбуса, которого «рогатым» уже точно не назовешь.
Почти век они возили горожан тихо и надежно. В 1933-м запустили первый. Почти сразу троллейбус — в это сложно поверить — стал двухэтажным. Снег и наледь снижали управляемость — от второго этажа отказались быстро. По всем остальным параметрам троллейбус выгодно отличался от автобуса. Прежде всего он прост в обслуживании.
В будущем музее, куда уже свозят экземпляры, один экспонат почетнее другого. ЗиУ-5. Мало того, что легендарный — первый массовый, он 30 лет колесил по советским городам, так еще и внешность киношная.
Вообще, если бы не троллейбус, некоторые фильмы и не представить. «Рогатый» в них — виновник резких поворотов сюжетных линий. Или сами виражи троллейбуса в основе сцены. Погоня, каких мировой кинематограф больше и не знает. Советский троллейбус становится и главным героем. Вот с этого «Первого троллейбуса» начинается день, садятся пассажиры, едут учиться, работать, знакомятся, влюбляются. И если бы не троллейбус, все могло быть иначе. Кинематограф, мультипликация, литература — троллейбус неотъемлемая часть советской жизни и культурного кода времени.
Такого троллейбуса, как у нас, больше нет ни у кого в мире. Из Симферополя в Ялту! Это самый протяженный — 94 километра — и — кто поспорит! — самый красивый маршрут, через живописную гряду Крымских гор.
В Москве исторический маршрут троллейбуса тоже будет. Специальный, красивый, с экскурсиями. Четыре километра, от площади трех вокзалов до Новорязанской улицы. Обкатку начнут уже в сентябре. И это будет ретро-троллейбус, какие обычно только в музеях встретишь. А на маршрутах отныне только транспорт будущего.
«Есть у нас такой манифест — транспорт драйвит города. А что, как не транспорт или транспортная инфраструктура, ответит на глобальную повестку, социальную, экологическую — бережное отношение к природе, особенно в мегаполисах», — сказала директор музея «Московский транспорт» Оксана Бондаренко.