Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
14 октября 2020, 18:45

В Третьяковке открылась выставка работ одной из самых ярких художниц Серебряного века

Марию Якунчикову-Вебер ставили в один ряд с Левитаном, Серовым и Врубелем. Она умерла в 32 года, большая часть ее картин осталась за рубежом, и только спустя десятилетия они вернулись в Россию. И впервые за 115 лет собраны в одном музее две сотни экспонатов. И это тот случай, когда судьба художницы не менее интересна, чем ее работы.

Работы одного периода одной коллекции, к примеру, Третьяковской галереи, а подписаны по-разному: где-то Якунчикова, а где-то Якунчикова-Вебер. Это незначительная путаница, деталь, которая демонстрирует, насколько показывать художницу и говорить о ней новая традиция. Еще бы, первая выставка за 115 лет. Готовясь к ней, исследователи изучили личные архивы. Здесь дневники и фотографии. Семейные, порою интимные. И сделали открытия. Так то, что чувствовалось в творчестве художницы, стало зримым.

Имя незаслуженно забыто. Хотя имеет полное право стоять рядом с великими. Племянница супруги Павла Третьякова, первые художественные опыты сделала на рисовальных вечерах в доме Поленовых, рядом Левитан, Коровин, Серов. Вышла замуж за тогда еще студента, будущего доктора Вебера. Слыла одной из самых известных феминисток Парижа.

«Вот со всеми поворотами ее судьбы ходишь по выставке и задаешься вопросом: это искусство женского рода или это искусство мощной и яркой индивидуальности, которая отражается во всех ее работах? И конечно, когда завершаешь обход по выставке, ответ — второй», — отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Рассмотреть силу характера. Получила профессиональное художественное образование, что для женщины в то время — абсолютное исключение. На выставке работы из собрания Третьяковской галереи, Русского музея и из частных коллекций. 200 экспонатов и, кажется, все возможные жанры. Живопись, графика, и то, что можно увидеть крайне редко. Выжигание по дереву в сочетании с маслом.

С 19 лет Мария Якунчикова с диагнозом «туберкулез» по совету врачей вынужденно живет в Париже, потом в Швейцарии, вдали от родных мест. Но они — в образах на полотнах и в сложнейшей технике многослойной цветной гравюры, которую освоила. Тот самый случай, когда искусствоведы говорят: ни одной из первых, а первая в истории искусства России.

Мария Якунчикова-Вебер работала интенсивно, будто торопилась жить. От туберкулеза она скончалась в 32 года. Некролог в «Мир Искусства», обложки которого она оформляла, написал Сергей Дягилев. Ее разделенное между Европой и Россией наследие начинает возвращаться на Родину. Так становится возможным показать выставку. Так становится возможным показать новое и уже прославленное имя.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей