Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
11 ноября 2020, 21:37

Третьяковка на Крымском валу распахнула двери постоянной экспозиции после ремонта

В обновленной Третьяковской галерее на Крымском валу есть, чем удивить даже самых искушенных и требовательных знатоков искусства.

Вот так, с «Купания красного коня», безо всякой подготовки, теперь начинается постоянная экспозиция Третьяковской галереи. Во-первых, так уже было. Это дань традиции — в 80-90-е именно с этой картины начиналась выставка. Во-вторых, с такой работы начинать экспозицию крайне символично. Юноша — образ обновленного человека, конь — течение времени: революционный вираж в истории искусства. И это в самом начале.

Залы были закрыты всего два месяца. Протекающая крыша и вынужденный ремонт — повод по-новому взглянуть на хиты авангарда. Меняется зритель, меняются взгляды, и даже классика читается по-иному.

«Когда ты анализируешь то, что ты делал, например, два или три года назад, ты понимаешь, что очень многое из этого уже вряд ли будет актуальным сегодня. Очень важным моментом является еще и следующее: Третьяковская галерея, как и огромное количество других музеев, хранит гораздо больше, чем может показать. И вот такая ротация в постоянной экспозиции позволяет показывает гораздо большее количество произведений», — говорит генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова.

Как начался русский авангард и как он изменил историю мирового искусства. Не в хронологическом порядке. Вся Гончарова, вернувшаяся в пандемию из мирового турне. Вместе с Ларионовым. В Третьяковке — самая большая в мире коллекция их работ. Рядом весь Пиросмани и Бурлюк. Их всего по три работы, но каждая — сокровище. Некоторые художники впервые вместе, другие залы — монографии. Кандинский в ярком соло.

«Фиолетового никогда не бывает в музеях. А оказалось, что для Кандинского это самое лучшее. И те вещи, которые раньше мы не видели и не замечали в Кандинском, они на фиолетовом фоне заиграли по-другому. И есть какие-то сцепки, смычки между залами. Следующий зал — про неоклассику. Фиолетовый кушак девушки перекликается с фиолетовым цветом зала. А дальше, на перспективу, мы уже знаем, куда мы идем — в зал беспредметного искусства», — поясняет научный сотрудник отдела новейших течений ГТГ Сергей Фофанов.

Беспредметное искусство. Так абстракционизм называли его создатели. Кандинский, Родченко, Малевич. Хиты за каждым поворотом. И даже «Черных квадратов» — два.

«Вся поверхность потрескавшаяся. Проступают какие-то цветные линии фона. В качестве холста он использует свою более раннюю работу, в которой еще нет беспредметности. Именно радикализм первого «Квадрата» заключается в том, что он его закрашивает. И вот авторское повторение 1929 года. Человек, который будет это смотреть в компьютере или в фильме, он никогда, может быть, не увидит разницы. Но человек, который придет в музей, он увидит, что даже настроение, камертон совершенно разный. Это две разные картины, и это тоже про живопись», — говорит Сергей Фофанов.

Это еще не вся история искусства ХХ века. Следующий этап открытия обновленных залов и свежего взгляда на классику представят зрителю через несколько недель. В Галерее пообещали: с экспериментами не остановятся.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей