Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
16 ноября 2020, 18:45

В Санкт-Петербурге начался самый важный этап реставрации знаменитого памятника Николаю I

Монумент Николаю I на Исаакиевской площади не просто один из символов города — его считают еще и одним из инженерных чудес. Вопрос, как эта огромная конная статуя держится всего на двух точках опоры, занимал архитекторов еще в XIX веке. И вот специалисты уже в наши дни смогли раскрыть секрет. Для этого памятнику пришлось сделать УЗИ.

Вот уж действительно вода камень точит. Белый каррарский мрамор словно губка годами впитывал влагу. Оживленный трафик тоже сделал дело — швы между блоками шокшинского кварцита стали толщиной в палец. Еще немного — и монумент признали бы аварийным. Но сегодня работу реставраторов не всегда заметишь.

Фигура императора — доминанта Исаакиевской площади. Сейчас скрыта за огромной ширмой. Еще полтора века назад его называли инженерным чудом. Первый памятник в Европе — стоит всего на двух точках опоры. Говорят, сам Карл Клодт полтора века назад давал гарантии надежности, и на открытии был даже готов лечь под копыта коня.

Ультразвуковая диагностика позволила разгадать секрет мастера: из ног скакуна в гранитное основание уходят крепкие горизонтальные балки, так называемые «несущие лыжи». Они в свою очередь фиксируются внутри пьедестала на металлические опоры. Всего их четыре — две основные длиной почти семь метров, еще две страхующие, около трех.

Реставраторы подстраховали себя — и императора заодно. Перед началом работ на каменном пьедестале бронзовую скульптуру закрепили на специальных конструкциях, они сделаны по принципу качелей: если что-то пойдет не так, они всегда поддержат всадника, вдруг тот захочет сдвинуться со своего места.

Но сегодня, исследуя ярус за ярусом, легко понять — время не пощадило мелкие детали. Покушались на императора и вандалы. Больше всего потерь на бронзовых барельефах — они опоясывают пьедестал. Реставраторы аккуратно демонтировали изображения и отправили в мастерскую.

«Холерный бунт на Сенной площади» — одно из четырех полотен, которые иллюстрируют события времен правления Николая. «Восстание декабристов» — в этой сцене не хватало сразу четырех фигур. Горнисту реставраторы вернули музыкальный инструмент, и барабанщик теперь снова держит деревянные палочки.

На столе мастера учебник по анатомии. Чтобы точнее передать пластику человека. Детали униформы ваяли, рассматривая китель из музейных фондов. Как и шпаги того времени, их попросили у коллекционеров. Ювелирная работа. Даже самые мелкие предметы — оружие, головные уборы — сначала делали из воска. И только потом отливали в металле.

Не ошибиться художникам помогли старинные гравюры и литографии — теперь все как полтора столетия назад. Бронзу чуть состарили, вместо так называемой «дикой патины» специально нанесли защитный слой зеленоватого оттенка. И придали финальный лоск.

Щиты с оружием и бронзовые барельефы займут свои места на постаменте уже в следующем году. Тогда же обновленный император и предстанет перед зрителями. Охрану монаршей особы решено усилить. Вместо гвардейцев следить за порядком будет зоркий глаз камер видеонаблюдения.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей