Выставка, посвященная выдающемуся художнику Илье Репину, открывается в Третьяковской галерее
«Илья Репин: известный и неизвестный» — картины из частных коллекций и нескольких музеев России и мира. Многие впервые появятся в экспозиции Третьяковской галереи. Там открывается выставка, посвященная знаменитому художнику. Особое место займет раздел о картине «Иван Грозный и сын его Иван», три года назад поврежденной вандалом.
Неустанные поиски новых решений, свободная, экспрессивная живопись — такой он, поздний Репин.
«Не все воспринимают и понимают позднего Репина. Не все понимают, чего он искал и чего он пытался добиться той преувеличенной экспрессией резкости, активности цвета, жестикуляции», — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Выставка объединила больше 30 картин. Здесь живописные классические портреты Пирогова, Сурикова, Аксакова рядом с картинами, которые впервые в стенах Третьяковки. Они хранились в частных собраниях. Вне классической иконографии Репин создает свою интерпретацию евангельских сюжетов в работе «Неверие Фомы».
«По воспоминаниям Корнея Чуковского, он написал один вариант картины. Поднявшись на утро в мастерскую и испытывая чувство неудовлетворения от созданного, он сдирает это все и приступает заново. И здесь видны образы, которые он закрывает, видны образы которые оставлены, они как бы на дне полотна», — показывает куратор выставки Татьяна Юденкова.
А этот зал возвращает к несчастным событиям мая 2018 года, когда на картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» было совершено нападение. Мужчина разбил стекло оградительным столбиком и изрезал ножом полотно.
Нашу съемочную группу ненадолго пустили в мастерскую, где ведутся реставрационные работы. Картина очень чувствительна к любым климатическим изменениям.
«На протяжении многих десятилетий картина никогда не покидала стен Третьяковской галереи, за исключением особого периода — это эвакуация в годы Великой Отечественной войны и периода реконструкции. Все остальное время ее боялись сдвинуть со стены, мы боялись любого избыточного дуновения, излишнего дуновения воздуха на эту картину, потому состояние связи красочного слоя с грунтом было очень слабое», — рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Картина с непростой судьбой. Первое нападение было еще в 1913-м. Тогда, спасая полотно, реставраторы нанесли толстый слой осетрового клея, который сегодня усложняет работу.
«Клеевая пленка препятствует проникновению с обратной стороны абразива. Эта картина как женщина-загадка, потому что как только отгадаешь загадку, она тебе придумает еще 10», — сказал заведующий отделом реставрации живописи Андрей Голубейко.
Этот трагический эпизод в русской истории долго еще не отпускал Репина. Два десятилетия спустя он вновь обращается к нему. Сейчас на выставке висит вариант — повторение картины «Сыноубийца». А оригинал вернется после реставрации на свое историческое место.
Пока на этом месте портрет археолога и исследователя Забелина. Особое внимание на выставке и большим графическим портретам на холстах — своеобразное ноу-хау Репина. После такую технику повторят его ученики: Серов, Врубель.
Выставка проходит в «репинских» залах постоянной экспозиции, картины из которой сейчас находятся в зарубежных показах в Финляндии и Париже.