В Волгограде отдали последние почести советским солдатам, погибшим в Сталинградской битве
37 героев — их имена еще не установлены. Но, конечно, это ничего не меняет в отношении к их подвигу. Сражение на Волге чуть ли не единственный эпизод войны, значение которого не оспаривают и на Западе. На местах боев работают российские и французские поисковики. А фронтовики из стран-союзниц, не считаясь с возрастом, приехали на сегодняшнюю церемонию.
Они не вздрагивают от выстрелов, а только чаще вытирают слезы ладонями. Три солдата. Из России, Франции и Америки. Ветераны Второй мировой приехали, чтобы самим увидеть известный им только по книгам Сталинград и проводить в последний путь защитников легендарного города.
«Я вспомнил то время, эмоции нахлынули. Это словно взглянуть в глаза тем, кого уже с нами нет. Что я увидел в России, проехав от столицы до Волгограда, — здесь хранят память о прошлом. А у нас — словно история с купюрами», — говорит ветеран Второй мировой войны Роже Доре.
На Мемориальном кладбище Мамаева кургана в братской могиле сегодня похоронили останки 37 советских бойцов. Все они так и остались неизвестными героями великой войны.
«Солдаты, которые сражались за свою Родину. Они долго лежали, можно сказать, брошенными в поле. И вот мы отдали им долг и смогли перезахоронить достойно», — говорит участник проекта «Сталинград — 2021» Жан-Гатьен Клеман.
В степи, где в 1942 году шли ожесточенные бои, алеют тюльпаны. Каждый год, в апреле, на поля сражений выходят поисковые отряды со всей страны. И каждый год они поднимают, а потом перезахоранивают около тысячи погибших солдат.
В этом году к российским поисковикам присоединились французские исследователи. Они приехали по приглашению Фонда развития русско-французских исторических инициатив.
Работа по подъему останков идет вручную, небольшими лопатками и кисточками. Часто просто руками разбирают. За два дня интернациональная команда российско-французских поисковиков на этом поле боя обнаружила больше 20 останков солдат.
«Видно, что у солдата сломана рука, а погиб он от осколочного ранения в голову. Возможно, после удара артиллерии», — поясняет Эмелин Верна.
Потомок лидера французского Сопротивления Бертран де Голь даже в дождь не уходит с раскопа.
«Мы боролись за одну идею: против одного и того же зла. Это объединяет, и для меня это способ почтить память и отдать дань уважения русским, которые погибли, сражаясь за будущее не только вашей страны, но и всего мира», — подчеркивает он.
Участники интернациональной поисковой экспедиции вместе восстанавливают детали боя, который был здесь почти 80 лет назад.
«Мы находимся на высоте Огуречная, она прямо за нами, за спиной. Немецкая линия обороны проходила таким вот образом. Наши наступали со стороны села Самофаловка», — рассказывает член поискового отряда «Боевое братство» (Татарстан) Владислав Кузьмин.
Ветераны, которые приехали в Волгоград тоже просили отвезти их на раскопки. Но из-за дождей добраться туда стало невозможно. Тем не менее непогода не помешала им побывать на Россошинском мемориальном кладбище.
Встав перед солдатскими могилами на колени, 96-летний Чарльз Шей, по происхождению индеец одного из североамериканских племен, провел, по традиции своего народа, церемонию поминовения павших. В 1944 году военный врач Шей участвовал в высадке американского десанта в Нормандии.
«Я не могу забыть день, когда после боя, ночью, в полной темноте, я полз, Омаха-бич. Сил уже не было, и я уснул. А когда проснулся, то увидел огромное количество мертвых солдат. Сейчас это у меня перед глазами», — вспоминает ветеран Второй мировой войны Чарльз Норман Шей.
Собравшись с силами, воевавший под Сталинградом артиллерист Евгений Куропатков идет к могиле, где похоронен его однополчанин. И в свои 97 он старается каждый год бывать там, где почти полностью полегла его 196-я Стрелковая дивизия.
«Когда я сюда приезжаю, меня охватывает такое чувство, что я обязан за всех поклониться тем, кто отдал свои жизни», — делится ветеран.
Во время церемоний они так и просидели рядышком. Три ветерана. Из России, Франции и Америки. Но свое право самим положить цветы к Вечному огню никому не перепоручали — вставали и шли поклониться тем, кто пожертвовал жизнью ради их общей Победы.