Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
24 апреля 2021, 21:24

В Музее русского импрессионизма представили шедевры, спасенные от ареста и конфискации

В столичном Музее русского импрессионизма модерн. Выставка «Охотники за искусством» — это о подпольных коллекционерах или о тех, кто за ними охотился? Судите сами, вот Малевич — «Три фигуры в поле» как символ крестьянской жизни, которая исчезает на глазах — коллективизация. «Фимиам» Колмакова — ну куда такое в Советском Союзе? Эротизму — бой. И потому покупали, хранили, показывали тайно. Но теперь это доступно каждому.

Шагал, Кандинский, Малевич. Когда-то даже просто хранить дома такие картины было рискованно, ведь работы модернистов запрещали и порицали публично. Но эти охотники за искусством все равно превращали свои «сталинки» и «хрущевки» в островки великой культуры.

В Музее русского импрессионизма открывается выставка уникальных находок 14 коллекционеров из Москвы и Петербурга. Многие шедевры почти никогда не демонстрировались широкой публике, а оформлена выставка в жанре криминальной драмы.

«Герои этой выставки «Охотники за искусством» были помещены в такие полуподпольные, полудетективные условия. Ну, как вы знаете, частная собственность в Советском Союзе юридически не существовала, а вот статья за спекуляцию как раз таки наоборот существовала и угрожала каждому из них», — рассказывает директор музея Юлия Петрова.

В доме агрофизика Абрама Чудновского хранилось более 200 работ. Жемчужина этой коллекции — портрет русского повара, написанный Робертом Фальком. Художник случайно наткнулся в самом сердце Парижа на маленький ресторан с названием «борщ» и был поражен грустными глазами Жан-Ивана.

«Он женился на француженке, имел хорошую семью, двух взрослых дочерей. Вот этот ресторанчик, семейный бизнес. Он был, наверное, счастливым человеком, или по крайней мере имел для этого все необходимое. Но так тосковал по родине. Когда Фальк предложил написать его портрет, этот повар Жан говорил: «Ну, если сам я в Россию не попаду, хоть портрет мой попадет», — поясняет Юлия Петрова.

Буквально каждый сантиметр в коммуналке механика Иосифа Эзраха занимали произведения искусства. А настоящей страстью востоковеда и специалиста по Ирану Игоря Сановича были картины Пиросмани. Чтобы купить эту, даже одолжил крупную сумму у другого легендарного собирателя — Костаки.

«Это работа на картоне, здесь представлена в таком ироничном ключе, конечно же, с искажениями формы и размеров, погонщик, так иронично смотрящий на верблюда. Верблюд тоже представлен вполне себе в примитивистском ключе, у него совершенно не типичные для верблюдов лапы, напоминающие больше лапы собаки», — рассказывает куратор выставки Анастасия Винокурова.

Жил среди полотен и уролог номер один в Советском Союзе Арам Абрамян. Всегда сдержанный, он лечил Сталина и Брежнева, но не мог скрывать темперамент и страсть к живописи показывая друзьям только что приобретенные работы Кустодиева.

«Это работа Ильи Машкова — натюрморт с узорчатой скатертью происходит из собрания Валерия Александровича Дудакова. Обнаружил он ее в совершенно чудовищном состоянии, в частном собрании, собственно, одной дамы, которой эта вещь досталась по наследству. Эта работа была сложена в несколько раз, покрыта слоем пыли, грязи, ну просто был кусок холста, загрязненный. Он понял, что эту вещь надо брать, стоила она тогда тысячу рублей, вот. Это довольно серьезные деньги по тем временам», — отмечает Анастасия Винокурова.

Эти работы до сих пор принадлежат наследникам собирателей, многие полотна продаются на аукционах за рекордные суммы. Но заработать никогда не было целью «охотников за искусством». Они лишь мечтали уйти от советской действительности, создавая свой собственный красочный мир.

Читайте также: