Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
19 мая 2021, 18:36

Опера Петра Чайковского «Опричник» после долгого забвения вернулась на сцену


Большая театральная премьера в Северной столице. На сцену после долгого забвения вернулась опера Чайковского «Опричник». Трагический сюжет о нравах эпохи Ивана Грозного и невероятно красивая музыка. 150 лет назад эта постановка имела оглушительный успех, но потом ее незаслуженно забыли. И вот Михайловский театр решил вернуть шедевр публике уже в новом прочтении. 

Словно беспощадная темная сила, она затягивает и навсегда ломает человека. Для молодого боярина Андрея Морозова непростой выбор: принять потерю любимой или мстить до конца, перейти на темную сторону, стать опричником, исключительным и самодовольным хозяином жизни.

Эта постановка переносит зрителя в мещанскую Москву времен Ивана Грозного. Соблазны, страхи, бесконечная власть. Для режиссера Сергея Новикова в этой работе главное – какой выбор готов сделать человек здесь и сейчас. Ведь опричник, по своей сути, воплощение зла.

«Послание зрителю постановки в том, что нельзя переступить  моральную черту без последствий для себя. Вся ваша жизнь разрушится, весь ваш мир после этого разрушается», – говорит Сергей Новиков, режиссер постановки.

Исполнительница главной женской роли, ранимой девушки Наташи, Валентина Феденева признается – когда согласилась участие в постановке, даже своей партии не знала. Ведь эту оперу сегодня режиссеры выбирают нечасто. Тем интереснее этот профессиональный вызов.

«Какие-то мои сольные куски, они интонационно настолько неудобные. И я долго думала почему. А потом поняла, что это ее судьба, судьба девушки простой, которая вроде бы сейчас приобрела свободу, она будет замужем за любимым человеком и вдруг узнает, что отдана совершенно другому человеку», – делится Валентина Феденева, солистка Михайловского театра.

«Опричника» ставили еще при жизни Чайковского, хотя сам композитор оперу недолюбливал, считал незаконченной. Для современного зрителя с оригинала ее переложил дирижер театра Александр Соловьев.

«Это просто партитура 3,5-4 часа. Чайковский вычеркивал страницами. И он сделал такую музыкальную работу, такую, можно сказать, аранжировку, что идеально», – рассказывает Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра.

Роскошь свадебного пира. Постановка поражает не только звучанием, но и красками. Сценический свет, филигранность в каждой детали: от позолоченных пуговиц на кафтанах до съедобных угощений на столах.

На сцене Михайловского настоящая православная Русь XVI века. Декорации сознательно не делали стилизованными. Они почти как настоящие. Те же интерьеры, роспись, и таких декораций здесь около десятка. Чтобы рабочим сцены было удобно их постоянно менять, то на сцене сделали пометки разного цвета.

Почти два с половиной года прошло от идеи постановки до воплощения. Создатели признаются – сомневались до последнего, оценит ли зритель порядком забытую работу гения. Но аншлаги и овации стоя после главной премьеры года развеяли все сомнения. Впечатлена даже самая искушенная публика.

Читайте также: