Опера Петра Чайковского «Опричник» после долгого забвения вернулась на сцену
Большая театральная премьера в Северной столице. На сцену после долгого забвения вернулась опера Чайковского «Опричник». Трагический сюжет о нравах эпохи Ивана Грозного и невероятно красивая музыка. 150 лет назад эта постановка имела оглушительный успех, но потом ее незаслуженно забыли. И вот Михайловский театр решил вернуть шедевр публике уже в новом прочтении.
Словно беспощадная темная сила, она затягивает и навсегда ломает человека. Для молодого боярина Андрея Морозова непростой выбор: принять потерю любимой или мстить до конца, перейти на темную сторону, стать опричником, исключительным и самодовольным хозяином жизни.
Эта постановка переносит зрителя в мещанскую Москву времен Ивана Грозного. Соблазны, страхи, бесконечная власть. Для режиссера Сергея Новикова в этой работе главное – какой выбор готов сделать человек здесь и сейчас. Ведь опричник, по своей сути, воплощение зла.
«Послание зрителю постановки в том, что нельзя переступить моральную черту без последствий для себя. Вся ваша жизнь разрушится, весь ваш мир после этого разрушается», – говорит Сергей Новиков, режиссер постановки.
Исполнительница главной женской роли, ранимой девушки Наташи, Валентина Феденева признается – когда согласилась участие в постановке, даже своей партии не знала. Ведь эту оперу сегодня режиссеры выбирают нечасто. Тем интереснее этот профессиональный вызов.
«Какие-то мои сольные куски, они интонационно настолько неудобные. И я долго думала почему. А потом поняла, что это ее судьба, судьба девушки простой, которая вроде бы сейчас приобрела свободу, она будет замужем за любимым человеком и вдруг узнает, что отдана совершенно другому человеку», – делится Валентина Феденева, солистка Михайловского театра.
«Опричника» ставили еще при жизни Чайковского, хотя сам композитор оперу недолюбливал, считал незаконченной. Для современного зрителя с оригинала ее переложил дирижер театра Александр Соловьев.
«Это просто партитура 3,5-4 часа. Чайковский вычеркивал страницами. И он сделал такую музыкальную работу, такую, можно сказать, аранжировку, что идеально», – рассказывает Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра.
Роскошь свадебного пира. Постановка поражает не только звучанием, но и красками. Сценический свет, филигранность в каждой детали: от позолоченных пуговиц на кафтанах до съедобных угощений на столах.
На сцене Михайловского настоящая православная Русь XVI века. Декорации сознательно не делали стилизованными. Они почти как настоящие. Те же интерьеры, роспись, и таких декораций здесь около десятка. Чтобы рабочим сцены было удобно их постоянно менять, то на сцене сделали пометки разного цвета.
Почти два с половиной года прошло от идеи постановки до воплощения. Создатели признаются – сомневались до последнего, оценит ли зритель порядком забытую работу гения. Но аншлаги и овации стоя после главной премьеры года развеяли все сомнения. Впечатлена даже самая искушенная публика.