Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
23 мая 2021, 22:09

100 лет исполнилось со дня рождения режиссера Григория Чухрая, которому благодарны поколения

Правда памяти. Она в документах, рассказах ветеранов. Она в нас. Когда меня маленького дед брал с собой 9 мая, я очень гордился, что все в троллейбусе были в орденах. Сейчас эти награды все больше в семейных архивах.

Но возвращаясь к документам. Есть и созданные руками самих фронтовиков. Один из них великий режиссер Григорий Чухрай. Сегодня 100 лет со дня его рождения. «Баллада о солдате». «Чистое небо», «Сорок первый».

С экрана он высказал свою правду на весь мир. Вдове Чухрая Ирине Павловне 101 год. Она дала эксклюзивное интервью Первому каналу, где поведала историю любви, разлуки и рождения шедевров ее мужа.

Она хорошо помнит удивленные глаза работниц ЗАГСа — в разгар войны обычно шли за другими документами. И как через год, 9 мая 1945 года, не смогли быть вместе — Григорий Чухрай еще долго пропадал в госпиталях на территории Венгрии, где шли последние бои.

«Был такой у меня ужас, я просто страдала. Заходит ко мне тетя моя: «Слушай, тебе письмо прислал Гриша, он оказывается жив!» — вспоминает Ирина Чухрай.

Он прошел Великую Отечественную от и до — в роте связи в составе ВДВ, которую забрасывали в тыл врага, был четырежды ранен. И потом штурмом брал ВГИК.

«Он же был участник обороны Сталинграда. И он нашел в каком-то разбитом доме книгу, что такое режиссура кино. И это его настолько заинтересовало, что он поступил во ВГИК», — рассказывает кинорежиссер, сценарист, народный артист РФ Виктор Мережко.

От молодого фронтовика из сельской школы поначалу не ждали творческих побед. Но первым же залпом тот попал в самое сердце. Взрывной по тем временам фильм «Сорок первый» открыл советскому человеку не красных героев и белых злодеев, а обычных людей с разных сторон баррикад, способных посреди всеобщей ненависти разбудить любовь.

Чухрая обвиняли в антисоветчине, а он снова пошел за рамки черного и белого — решил во что бы то ни стало поведать свою балладу о солдате без громких подвигов, батальных сцен и героической гибели перед объективом. Чухраю важнее были сражения внутри простого человека, которого война каждый день испытывала на прочность.

На пленку он перенес скачущую кардиограмму судьбы. Советский зритель, привыкший к шаблонному прославлению Красной армии, такую правду принял безоговорочно.

«Я хотел доказать то, что знал о войне. Что жизнь каждого человека — это целый мир. Родившиеся в 21 году, как я родился, возвратились только 5%, 5%!» — рассказывал сам Григорий Чухрай.

В чистом и наивном Алеше Скворцове себя узнали все, кто юнцом пошел на фронт, а потом жил, любил и умирал по траншеям и окопам.

«Мы их и не знаем, они устелили нашу землю. Это же самая большая трагедия наша. Положить всю юность нашу, от Запада до Востока, от Востока на Запад. Как же Гриша мог об этом не говорить», — говорит Ирина Чухрай.

Как и герой «Баллады о солдате», Чухрай получил отпуск за боевые заслуги в разгар войны. И почти все драгоценные две недели потратил на поиски возлюбленной Ирины Пеньковой, с которой война свела в Ессентуках, и разлучила, когда город был оккупирован.

«Она попала в оккупацию, потом ее освободили, я ее нашел — добирался я туда пять дней на перекладных, на паровозе, на грузовиках, но все-таки я приехал! Была война», — рассказывал Григорий Чухрай.

«В 1944 году он вдруг неожиданно появляется. Рано утром с огромной охапкой сирени: «Я приехал жениться», — вспоминает Ирина Чухрай.

Уже исключенный из партии, в 1961 году он выпустил первый антисталинистский фильм «Чистое небо». Рассказал о летчике, который вернулся из плена и был лишен всех наград.

«Есть много людей, которые оправдывают свою трусость вот так: «Понимаете, было такое время, когда мы не могли сказать правды». Вранье! Тот, кто хотел сказать правду, тот находил форму и говорил правду», — подчеркивал Григорий Чухрай.

Принципиальный до мелочей, закаленный войной, свою правду отстаивал до конца. Когда был председателем 3-го Московского международного кинофестиваля, ему настоятельно рекомендовали отдать главный приз советской драме о строительстве газопровода в непроходимых болотах.

Советский кинорежиссер, Григорий Чухрай объявил результаты конкурса. Большой приз получает Федерико Феллини, прогрессивный итальянский кинорежиссер, автор фильма «Восемь с половиной». С Федерико Феллини и Тонино Гуэрра потом провели не один вечер в творческих спорах. Лора Гуэрра вспоминает, как на Чухрая обрушилось мировое признание — «Баллада о солдате» получила больше 100 зарубежных премий и стала одной из самых титулованных советских кинолент.

Тогда сам Чарли Чаплин признавался, что увидел трогательный и человечный фильм. А Марлен Дитрих посмотрела «Балладу» восемь раз, назвав ее произведением подлинного искусства, которое доказывает ненужность и нелепость войны.

«Они знали его фильмы и восхищались этим. И когда они говорили, что я у него работала, они говорили: «Ооо!» Это была визитная карточка», — отмечает Лора Гуэрра, вдова Тонино Гуэрра.

Чухраю не могли простить спецпризы Каннских кинофестивалей и скрывали, что «Балладу» номинировали на «Оскар». Когда снимать свои фильмы стало все тяжелее, он начал продюсировать другие и попытался перевернуть всю систему советского кино.

На Экспериментальной киностудии Чухрай ввел рыночные отношения, когда гонорар зависел не от количества отснятого материала и категории, присужденной партийным начальством, а от успеха фильма в прокате. Так появилась нестареющая классика советского кино: «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо».

«Авторы, они получали гонорар, если их картина набирала 17 миллионов зрителей и больше, то тогда они получали второй гонорар. Выходило по советским меркам, ну, прямо скажем, астрономические суммы», — рассказывает глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

Через 10 лет пришла резолюция с формулировкой: «Эксперимент удался, студию закрыть». Но Чухраю продолжали приходить мешки писем, среди которых самыми дорогими были весточки от однополчан и совершенно незнакомых фронтовиков, которым он непременно старался ответить.

«Все мое детство приезжали к отцу однополчане, десантники, которые с ним воевали. Кроме всего прочего, было очень много людей, которые вернулись после сталинских лагерей», — вспоминает Павел Чухрай, сын Григория Чухрая.

Григорий Чухрай снял семь фильмов, взявших больше 100 мировых наград, но главной считал премию «Ника» за честь и достоинство. Благодаря которым его ленты и спустя полвека понятны и любимы. Как и его простые герои.

Читайте также: