Лучшие знатоки старинного судостроения со всей России приехали в Татарстан на фестиваль «Народная лодка»
Настоящие произведения искусства и секреты мастерства, которые передавались из поколения в поколение. Самым ярким событием стал парад самодельных лодок.
Время бить склянки, с помощью ударов колокола на кораблях следят за временем, звонят каждые полчаса. Эта традиция появилась в петровскую эпоху, когда царь начал активно развивать российский флот.
– Это чердачный струг. На таких раньше ходили в стрелецкие походы с Петром I, – рассказывает Артем Желудкин, участник фестиваля/Козьмодемьянск.
Судно команда из марийского городка Козьмодемьянска строила 4 года, хотелось воссоздать лодку точно как на фотографии вековой давности. Не алюминиевая, не пластиковая, а деревянная, сделанная своими руками, по старинным технологиям. Участники фестиваля «Народная лодка» съехались в Свияжск с разных концов страны, чтобы рассказать о том, как делали суда их предки.
– Технология деревянных судов практически утеряна, в историческом виде ее слабо кто знает. Она описана во многих источниках, но практического навыка работы руками с этими технологиями не сохранилось, – говорит Павел Тиняев, организатор фестиваля «Народная лодка».
Похоже, единственный хранитель древнего судостроения на всей Волге Николай Николаев, приехал в Свияжск из нижегородского села Великий Враг. Именно оно славилось на всю страну своими лодочными мастерами.
– Мой дед успевал за месяц, без электроинструментов, топор, пила и рубанок. У меня с электроинструментами получается за два месяца, – делится Николай Николаев, участник фестиваля/Великий Враг.
Вот она остроносая великовражка, 6-метровая, чтобы перевозить сено, дрова и даже коров, ее грузоподъемность полторы тонны! 11-метровая лодка для рыбацких артелей.
Тут же на берегу мастер-лодочник раскрывает всем желающим секреты предков, за минуты еловая ветка превращается в прочную веревку для сшивания досок.
– Давление настолько прочное, что лодка не протекает, она долговечнее, чем с использованием гвоздя и даже заклепок, – показывает Алексей Рыбаков, мастер-лодочник/ Москва.
Пожалуй, самая древняя лодка на Волге – долбленка. Она достаточно легкая, мужчина поднимал ее просто. Сделана она из цельного дерева, никаких швов, не протекает. Но черпак здесь все-таки есть. На воде мог подняться сильный ветер и волны, а борт здесь достаточно низкий.
Главное событие фестиваля – спуск на воду свияжского костного струга. Сотни лет такие лодки были основным видом водного транспорта в Поволжье. Больше трех десятков самодельных лодок, лодок с душой, подчеркивают участники фестиваля. Ведь только путешествуя на таком судне, можно прочувствовать всю силу реки и связь с предками.