За минувшие сутки в России потушили 60 природных пожаров
Десять из них в Якутии. С огнем борются на земле и с воздуха. Вспахивают защитные полосы, вызывают искусственные дожди. Пятитысячная группировка спасателей и пожарных усиливается по поручению президента. Всю необходимую поддержку оказывают местным жителям, которые, в свою очередь, приходят на помощь сами.
Огонь поглотил лесной настил, поднялся по стволам деревьев и охватил кроны. С земли открывается ужасающая картина. А так подобные возгорания выглядят сверху. Там впереди самый опасный из всех видов пожаров, верховой. Сейчас на этой территории очень сильный ветер, и огонь стремительно перекидывается по верхушкам деревьев.
За минуту пламя проходит 200 метров. Горит известнейший национальный парк Ленские столбы. Глаз с возгорания не спускает летчик-наблюдатель, в небе он проводит по 8-9 часов в день и понимает, как говорят здесь, «психологию» пожара. Нужно решить, как подобраться к его кромке и высадить парашютистов-десантников.
– Летчик-наблюдатель – это, скажем так, штурман, который работает в лесу сверху. Задача основная – чтобы люди не пострадали, безопасность всегда на первом месте, ну и достаточно грамотно их рассадить, чтобы это было оперативно и быстро, чтобы они максимально эффективно отработали на лесном пожаре, – рассказывает Андрей Германенко, командир авиационного звена Дальневосточной авиабазы.
Пожарных-десантников перебрасывают с другого, уже локализованного очага. Эта группа из Читы работает в Якутии с начала июля. Как только побеждают огонь в одном месте, их отправляют на новую передовую.
– Вот это будет, получается, четвертый табор за месяц, – говорит Денис Золотуев, десантник-пожарный.
«Табором» в шутку называют полевые лагеря, где живут неделями и месяцами. 40 метров над землей, и вертолет зависает в воздухе. Пожарные десантируются на специальном спусковом устройстве, чтобы расчистить вертолетную площадку. Отдельным рейсом перевозят продукты для лесных пожарных, здесь в основном вода и консервы, этих запасов хватит примерно на неделю.
Пожары в Якутии сегодня тушат буквально всей страной, за координацию действий отвечает МЧС. Федеральный штаб по поручению президента развернут здесь же, на месте работает глава ведомства Евгений Зиничев. Важно вовремя и, главное, грамотно распределять по пожарам спасателей, технику, авиацию. Подключать другие регионы. Помощь прибывает практически каждый день.
Из Тульского и Ногинского спасательных центров сразу 200 специалистов, в багаже все, что нужно для борьбы с огнем. На пожары они отправляются незамедлительно, прямо из аэропорта. А это десантники Авиалесоохраны из северных регионов. Прибыли в Якутию как минимум до конца месяца.
До многих возгораний добраться можно только с помощью авиации, и в небо каждый день поднимается больше трех десятков самолетов и вертолетов. Ил-76-е, подкрепление от Минобороны, с июля над якутскими лесами сбросили больше восьми тысяч тонн воды.
Это единственный в своем роде самолет-зондировщик «Циклон», способен искусственно вызывать дождь. Стреляет по облакам пиропатронами, вот они, по бокам фюзеляжа.
– Срабатывает вышибной заряд, выходит пироэлемент, который содержит йодистое серебро. В процессе сгорания выделяется дым, – поясняет Сергей Трошкин, главный инспектор летно-производственной службы ФБУ «Авиалесоохрана».
– Так, и через сколько ждать дождь?
– В зависимости от условий погоды, в среднем от 20 минут до трех часов.
Летчики-наблюдатели внимательно изучают карту с возгораниями, летят туда, где есть облачность. Важны мельчайшие детали: вот на стекле иллюминатора появились ледяные кристаллики, значит, самолет зашел в подходящее облако, и можно выпускать реагент. Из-за химической реакции начинается дождь.
После полета связь с пожарными. Бе-200 летают над верховыми пожарами, двумя амфибиями авиагруппировку в Якутии усилили на днях, они помогают на первых этапах борьбы с огнем, а дальше только работа в ручном режиме. Самая действенная ловушка для огня на земле – минерализованная полоса, ее прокапывают вокруг пожара, избавляясь от растительности.
Кромка пожара находится в той стороне. А отсюда пускают встречный, контролируемый огонь, то есть специально поджигают траву. Где-то посередине оба пламени встретятся. И так как вокруг гореть будет уже нечему, пожар должен прекратиться.
Режим ЧС в лесах Якутии сохраняется с 23 июня. Зачастую под угрозой населенные пункты. Вот огонь добрался до села Бясь-Кюель, сгорело три десятка домов и построек. Людям, оставшимся без крова, власти республики уже обещали построить новое жилье. Важнее, чем тушить, предотвращать пожары, говорит полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, он лично следит за ходом восстановительных работ в селах, здесь, в Бясь-Кюеле, с лидером регионального списка «Единой России» общались жители: «Я считаю, что все населенные пункты на пожароопасных территориях должны быть превентивно защищены, не когда горит, а заранее, должны стоять от леса на расстоянии минимум 100–150 метров. Я попросил руководство Рослесхоза, чтобы они вместе с учеными посчитали эту дистанцию, и надо просто провести эту работу».
Сейчас же на защиту своих населенных пунктов люди выходят и сами. В полевые лагеря приезжают со всей республики. Спасают и днем, и ночью. Караулить заградительную полосу нужно круглосуточно.
– Как ни странно, ночью работать гораздо лучше, потому что пожар как бы принижается, и еще и видно его лучше. Все, кто может, они здесь, – говорит Юрий Глушков.
Юрий Глушков – пенсионер, многих добровольцев просто отпускают с работы, есть те, кто приехал во время отпуска. Отдыхать, говорят, сейчас некогда. Тушить леса приезжают целыми семьями. Александр Гуляев сменил уже несколько полевых лагерей, а вот сын Айтал на пожаре впервые: «Я по контракту служу, просто пришел в отпуске и пошел тушить. Я здесь живу, надо помогать».
Помогают кто чем может. В Якутске создан целый добровольческий штаб. Сюда приносят экипировку и продукты для тех, кто уезжает в полевые лагеря, одежду для сельских жителей, пострадавших после пожара.
– Вы понимаете, что страна – это народ. Если мы все направим туда внимание, я думаю, что мы справимся с этим, – считает Екатерина Пинигина.
В Якутском питомнике для восстановления лесов после пожара выращивают тысячи саженцев сибирской сосны. Высадку на пострадавших от огня территориях начнут осенью.