Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
12 декабря 2021, 22:05

Идет масштабное обновление уникальной антарктической станции «Восток»


В Антарктиду на этой неделе доставили новые модули уникальной и суперсовременной станции «Восток». Она станет первым в мире сооружением такого рода на полюсе холода, где температура опускается до минус 90°. Станция будет расположена за полторы тысячи километров от побережья на высоте около трех с половиной километров над уровнем моря. Комплекс из 133 модулей установят на 36 высоких опорах, чтобы не заносило снегом. Обновленный «Восток» построят взамен устаревшей станции, которую открыли еще 60 лет назад.

Для этих широт мороз за 40° это и правда нормально, если не сказать «тепло». В Антарктиде сейчас наступило лето, пусть и не такое, к которому привыкли мы, но для строителей нового комплекса для полярников это будет по-настоящему жаркая пора.

«Строительный сезон – это, к сожалению, не календарный год. Это сложные ограничения во времени, когда ты можешь попасть на станцию "Восток"», — говорит главный инженер генерального подрядчика строительства станции Константин Кондратьев.

Большую часть года добраться до нее почти невозможно. Из российских станций в Антарктиде «Восток» – единственная, что расположена в глубине материка, ближе к Южному полюсу. И на всей Земле не найти более холодного места. Именно здесь когда-то зафиксировали самую низкую на планете температуру – минус 89°. Рекорд жары для здешнего климата – минус 13°, а среднегодовой показатель – минус 55°.

Советские полярники обосновались здесь еще в 1957-м. И к настоящему времени степень изношенности станции достигла критической отметки.

«Мало того, что этим строениям уже 40 лет. Они потеряли свои потребительские свойства, в них холодно, протекает снег, растаявший от тепла зданий. Некомфортно и опасно. Имея один выход и один аварийный выход, будет трудно эвакуировать людей в срочном порядке», — рассказывает начальник станции «Восток» Сергей Бондарцев.

Некоторые здания снаружи даже не разглядеть. Они полностью занесены снегом, и передвигаться между ними полярникам приходится по вырытым в снегу тоннелям. И в экстремальных условиях ученые ведут уникальные исследования. Прямо под станцией, под слоем льда толщиной почти четыре километра, находится древнее озеро, тоже получившее название Восток. Полярники сумели пробурить к нему скважину, чтобы взять пробы льда и воды, которые должны пролить свет на историю всей планеты.

«Это самый глубокий на нашей планете лед. Вот этот кусок керна был получен непосредственно перед вскрытием озера. Глубина — 3769 метров, глубже льда на Земле нет. В этом помещении хранится история климата Земли за полтора миллиона лет. Так что это место, конечно, абсолютно уникальное», — отметил ведущий научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Алексей Екайкин.

История создания нового зимовочного комплекса станции «Восток» тоже оказалась уникальной. От начала и до конца его строительство профинансировал Леонид Михельсон – глава компании «Новатэк», известной своими арктическими проектами. Теперь она оставит след и на Южном полюсе.

Сооружение, воплотившее в себе лучшие на сегодняшний день технологии, даже внешне напоминает инопланетную станцию. В нем будет пять модулей. Два из них включают жилые отсеки, лаборатории, столовые и зону отдыха. Еще два – это технические блоки с электростанциями и системами жизнеобеспечения. В пятом расположится гараж для техники. Предмет гордости конструкторов – опоры со встроенными домкратами. Они защитят станцию от занесения снегом. Защита от холода тоже обеспечена надежная, но главное – теперь полярники смогут жить и работать в комфортных условиях.

«Комплекс был полностью собран, все системы жизнеобеспечения приведены в рабочее состояние. Полярники несколько дней в этом комплексе проработали, прожили, тем самым испытали полностью все системы жизнеобеспечения. После чего комплекс был разобран, упакован соответствующим образом и подготовлен к отгрузке», — сообщил руководитель проекта по созданию нового зимовочного комплекса станции «Восток» Дмитрий Заграничный.

Сегодня корабль с блоками зимовочного комплекса уже пришвартован у берегов Антарктиды, неподалеку от станции «Прогресс». До пункта назначения – станции «Восток» – отсюда ведет долгий и сложный путь. Несколько машин волоком потащат грузы на расстояние в полторы тысячи километров. Скорость почти пешеходная, время в пути – две недели.

«Почти полторы тысячи километров только по снегу. Возле "Прогресса" снег один, он влажный, скользкий. А вот дальше начинается снег сухой, он как наждачная бумага», — говорит главный специалист по капитальному строительству российской антарктической экспедиции Андрей Миракин.

На месте для будущего комплекса уже готовят фундамент. В Антарктиде это несколько слоев плотно утрамбованного снега. На то, чтобы полностью смонтировать новую станцию, строителям понадобится несколько сезонов. Первая партия груза отправится к Южному полюсу уже в декабре. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей