Телемедицина и искусственный интеллект помогают российским врачам бороться с коронавирусом
Свежая статистика по коронавирусу в России — за сутки в больницы попали 12 тысяч 749 человек. Справились с инфекцией более 59,5 тысяч. Новых диагнозов с каждым днем все больше. Со вчерашнего дня выявили более 180 тысяч случаев, в начале недели было примерно 124 тысячи.
Данные оперштаба говорят о том, что большинство переносит COVID-19 в легкой форме — болеет дома, такова особенность штамма «омикрон». Но это привело к тому, что сильно возросла нагрузка на поликлиники. В помощь врачам телемедицина и искусственный интеллект.
Это история из серии «почувствуйте разницу». К несчастью, я оказался одним из тех, кто заболел COVID-19 во второй раз. В первый — еще в начале 2020 года. В самый пик пандемии. С долгим ожиданием скорой, пневмонией, госпитализацией в «красную зону» и обязательной после выписки двухнедельной самоизоляцией. Сейчас, после того как успел еще в прошлом году привиться, без симптомов. Разве что легкое покашливание. Но раз ПЦР-тест положительный — Олимпиаду смотрю по телевизору. Что удивило? Звонок врачу. И общение с роботом, который и посоветовал, что мне, заболевшему, делать дальше.
Этот голос в телефонной трубке слышала уже не одна тысяча москвичей. После того как в январе нагрузка на городские поликлиники достигла пика — 240 тысяч звонков в сутки — столичная система здравоохранения заработала по новой технологии. Звонок по телефону 122 передается либо волонтеру-медику, либо тому самому голосовому помощнику — роботу.
«Голосовой помощник в два раза быстрее обслуживает, чем живой человек, за счет интеграции с единой медицинской системой. Голосовой помощник, в принципе, уже по номеру полиса понимает, какого врача можно вызвать заявителю, и понимает, какой адрес у заявителя. Заявка заполняется в течение двух минут», — поясняет начальник отдела инноваций Общегородского контакт-центра ДИТ г. Москвы Борис Маяцкий.
Работа над этой системой шла практически с начала пандемии. Московские специалисты IT-технологий уверяют: мощности того, что получилось, хватит на обслуживание небольшого государства. Опыт уже перенимают в регионах. Сейчас, уверяет Сергей Собянин, не смотря на огромный поток звонков, московская система здравоохранения справляется.
«25 — 26 тысяч — это вообще запредельные такие показатели, с которыми мы не сталкивались никогда до этой поры. И основная, конечно, такая экстремальная нагрузка, на амбулаторное звено, потому что большинство болеют легко, относительно легко, по крайней мере в амбулаторном звене их можно пролечить», — рассказывает мэр столицы Сергей Собянин.
Основное лечение теперь на дому, госпитализация только в тяжелых случаях. К счастью, при «омикроне» они встречаются реже. И здесь требуется, скорее, врач-консультант, способный при первичном осмотре быстро определить тяжесть заболевания. Именно потому сейчас, в то самое первичное звено, то есть в поликлиники, переводится часть медиков из стационаров и «красных зон».
«Поэтому мы привлекаем к работе сотрудников из других медицинских учреждений, а также студентов медицинских вузов и колледжей. Тех, у кого есть компетенция для сопровождения пациентов во время терапии. Выделим 600 миллионов рублей на оплату их труда. Это позволит дополнительно задействовать не менее 2,5 тысяч специалистов, которые будут консультировать дистанционно. И обращения граждан станут рассматриваться быстрее», — сообщил глава правительства Михаил Мишустин.
В самих же поликлиниках разделены потоки пациентов. Те, кто приходит на прием с другими болезнями, не пересекаются с теми, у кого есть признаки ОРВИ. Еще до кабинета врача — измерение сатурации, то есть кислорода в крови, и бесплатный ПЦР-тест. Причем не один. Тут же проходит и экспресс-тестирование на COVID-19.
«Пациенты с положительным результатом экспресс-тестирования маршрутизируются в отдельную зону на отдельный этаж», — поясняет заместитель главного врача поликлиники № 220 г. Москвы Никита Соколов.
Еще больше снижает нагрузку на поликлиники внедрение телемедицины. Во многих случаях обследование можно пройти при помощи домашнего компьютера. В столице это работает так: если житель Москвы почувствовал симптомы ОРВИ, то на портале Mos.ru он может заполнить специальную форму и подать заявку.
«Ему перезвонят из поликлиники и откроют листок временной нетрудоспособности на семь дней с назначением лекарственной терапии. В поликлинику приходить после открытия этого листка на закрытие не нужно», — рассказывает главврач поликлиники №68 г. Москвы Наталья Кузенкова.
То есть уходят в прошлое бумажные больничные листы, которые старшее поколение называло «бюллетенями». Многие помнят, как выздоровев, приходилось стоять в очереди в регистратуру, чтобы поставить на них печать, то есть закрыть. Теперь тот самый робот или врач позвонит вам за день до выписки, поинтересуется здоровьем и закроет больничный. Ну, или продлит в случае ваших жалоб на ухудшение самочувствия.
При этом президент особо подчеркнул, что у правительства нет никаких планов вводить дополнительные ограничения из-за роста числа заразившихся.
«Напротив, имея в виду особенности течения болезни, связанной с «омикроном», с новым штаммом, есть предложения даже ограничения для контактных так называемых лиц можно в ближайшее время снимать. Имею в виду, чтобы давать возможность людям спокойно продолжать свою трудовую деятельность. Так что тем более уж никаких локдаунов не намечается», — сказал глава государства.
Роспотребнадзор накануне уже отменил требование об изоляции для тех, кто контактировал с больным COVID-19, как и сократил сроки лечения заболевших до семи дней. Но если кто-то считает, что это повод расслабиться, не стоит: да, госпитализаций сейчас меньше, чем в первые коронавирусные волны, но в реанимациях все еще много тяжелобольных К тому же случаев заражения несовершеннолетних и даже младенцев все больше и больше.
«Вынужден отметить, что среди госпитализированных возросло количество детей, находящихся в тяжелом течении, в 1,6 раза. Таким образом, даже молодой детский возраст не является абсолютной страховкой от тяжелого течения», — сообщил глава Минздрава Михаил Мурашко.
На днях в Санкт-Петербурге врачи спасли шестилетнюю девочку. Молниеносное осложнение после COVID-19. Тромб в одном из сосудов сердца.
«3-го числа на УЗИ все чисто, а седьмого там уже огромный тромб. Я вообще не думала, что такое может быть у здорового ребенка на здоровом сердце», — говорит Юлия Коноплева.
Майю спасли, тромб, угрожавший ее жизни, удалили. Заодно обследовали и ее брата. Никаких осложнений, к счастью, у него не обнаружено. Но врачи опасаются того, что COVID-19 даже в легкой, практически незаметной форме, может ударить по здоровью детей в будущем.
«Мы должны сделать так, чтобы максимальное количество детей, которые перенесли инфекцию, были обследованы, иначе мы эту брешь откроем, и будет очень большой поток пациентов», — подчеркивает заведующий отделением кардиохирургии детской городской больницы № 1 г. Санкт-Петербург Рубен Мовсесян.
То, что вакцинация защищает взрослых, уже понятно. Даже те, кто, заболел повторно, переносят болезнь легко. И факт: сейчас в реанимациях по всей стране большинство коек заняты теми, кто не был привит. После того как детская вакцина «Спутник М» прошла испытания и стала доступна всем, оказалось, что подростки могут дать фору взрослым.
«Ученые уже доказали, что вакцина действительно помогает. Все болеют COVID-19, поэтому я пришел на вакцинацию, дабы сократить число заболеваний», — рассказал Леонид Исаков.
«Спутник М» сейчас доставляется во все регионы. Если ребенку меньше 15, помимо его собственного желания необходимо согласие хотя бы одного из родителей. Чаще детей ведут на прививку мамы.
«Мы все привиты, вся семья привита», — говорит Алида Гутрова.
«Я сама привита, плюс сделала ревакцинацию и своего ребенка должна обезопасить», — поясняет Елена Суляева.
«Спутник М», по словам медиков, в пять раз слабее предназначенной взрослым вакцины «Спутник V». Она такая же двухкомпонентная, векторная, с высоким профилем безопасности, что на этой неделе окончательно подтвердил Минздрав, выписав «Спутнику V» постоянное регистрационное удостоверение.
«Постоянная регистрация говорит о том, что прошло большое количество клинических исследований, в общей сложности более 25 тысяч пациентов находились под наблюдением в течение года. И по ним собрали огромный пул данных, который позволяет нам быть уверенными в качестве, безопасности и эффективности вакцины», — пояснил Михаил Мурашко.
Ну и для оставшихся скептиков. Александр Григорьевич Золотов, ветеран Великой Отечественной. Ревакцинировался в свои 100 лет и пять месяцев.
«Я очень благодарен этим врачам, что они мне дали дожить до 100 лет. Дай Бог им тоже здоровья», — сказал ветеран.
Давление — 120, пульс — 77, сатурация — 95. Равняйтесь!