Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 апреля 2008, 14:50

Няни, воспитательницы, учителя. Как выстроить отношения с теми, кому доверены дети

Грандиозный скандал в Челябинске. Там осудили воспитательницу детского сада, которая целый год безнаказанно истязала воспитанников ясельной группы. Она давала им подзатыльники, пинала ногами, лупила мокрым полотенцем и не пускала в туалет в тихий час.

Малыши, как могли, жаловались на злую тeтю. Но претензии родителей мучительнице удавалось долго отвергать. Мол, всe это детские фантазии. Несмотря на то, что прокурор просил посадить на 5 лет, суд дал только 3,5 года условно. Это, конечно, крайний, дикий случай. Но мало найдeтся родителей, которые, действительно, со спокойной душой отпускают своих детей в сад или школу.

Репортаж Виктора Аверина.

Петя - маленький гений. По крайней мере в этом убеждена его мама. Как и в том, что за ясный ум и небывалые способности мальчика невзлюбила классная руководительница. По словам мамы, она даже унижала юное дарование.

Валентина: "Она могла насчeт одежды что-то сказать. То есть, мальчик пришeл в белом свитере, под ним была майка, она сказала, что ты бы ещe и памперсы надел. Ещe что-то, да. Стиль общения совершенно был такой, подростковый. И дети этого не принимали".

Мама пожаловалась директору школы, учительница в ответ сделала двойку основной отметкой Пети. В других школах мест не было и успеваемость ребeнка оказалась под угрозой. Если бы не случай: учительница уволилась сама, школьное будущее Пети было бы и дальше окутано дымом войны между взрослыми.

Катя - очень беспокойный ребeнок. И очень подвижный. Когда воспитательница в детском саду отчаялась успокоить еe в сончас и не нашла поддержки у мамы, она взяла за правило делать малышке укол снотворного. Когда об этом узнали родители, разразился грандиозный скандал.

Марина Бойчук: "Она, в принципе, не отрицала своей вины, но чувствовала себя правой. И считала так, если вы не можете повлиять на ребeнка, чтобы он спал во время тихого часа, то она уже там свои меры принимает по этому поводу".

Любовь Курицина, главный специалист департамета образования администрации Южно-Сахалинска: "Расследование показало, что случай имел место и подтвердился. Заведующая наказана, воспитатель уволена".

Несмотря на это, мама забрала ребeнка из садика. Катя теперь в полной безопасности, но скучает по своим друзьям, оставшимся в детском саду.

Никите 1,5 года, и он никогда и не ходил в садик. За Колей смотрит няня. Уже третья за его маленькую жизнь. Первая няня мучила маму задушевными беседами. Вторая - своей халатностью.

Елена Ачимова: "Она дала ему магниты поиграть, я смотрю, у ребeнка во рту вот такой магнит! Представляете! Он же его может проглотить! Я говорю как так, вы даже не замечаете! Там было много причин".

Третья няня сейчас на испытательном сроке. Если она не пройдeт строгий мамин отбор, малышу снова придeтся привыкать к новой тeте в своей детской комнате.

В войне родителей и воспитателей победителей не бывает, утверждают психологи. Только проигравшие. И сильнее всех страдает ребeнок, оказавшийся между двух огней. Даже если малыш сущее наказание и доставляет массу проблем взрослым - это их проблемы, что они не смогли между собой договориться.

Марианна Безруких, детский психолог: "У ребeнка всегда презумпция невиновности. Взрослые - и родители, и воспитатели - должны захотеть быть на стороне ребeнка. Тогда между ними не будет конфликтов".

Мурманскую школу тоже не обошли стороной конфликты родителей и педагогов. Мамы и папы хотят видеть пятeрки в дневниках, а если не видят, винят учителей. Педагоги не терпят вмешательства родителей в учебный процесс и принимают ответные меры. При первых признаках будущего столкновения директор применяет фирменную "бесконфликтную" технологию.

Евгений Шовский, директор школы №42 города Мурманска: "Ко мне подходила неоднократно целая делигация родителей. И нам приходилось с учителем вместе им доказывать, что, действительно, дети немножко не дорабатывают, чуть-чуть ленятся, не выполняют те требования и обязательства, которые должны выполнять".

Будущие выпускники, прошедшие горнила междоусобных раздоров взрослых, уже давно нашли простой рецепт. Взрослых людей от детей отличает умение находить общий язык. Просто нужно захотеть его найти.

Алексей Дембицкий, ученик 11 класса школы №42 города Мурманска: "В любом случае такие проблемы надо решать как-то компромиссом. Через взаимопонимание. То есть, пытаться войти в положение учителя и наоборот. Ну и самое главное - компромисса достичь".

Дмитрий Жилин, ученик 11 класса школы №42 города Мурманска: "Каждый считает, что он прав в этом конфликте. Педагог считает, что он самый правый. Ученик считает, что он самый правый. И очень тяжело разобраться в таких ситуациях. Но надо сесть, подумать и просто решить, кто же суммарно прав, и прийти к общему решению. Но главное - поговорить и всe обдумать".

Ещe одно наблюдение психологов: враждующие стороны берутся за оружие, как правило, из благих побуждений. И родители, и воспитатели на самом деле желают ребeнку добра. Но в пылу борьбы как-то забывают об этом. А вспоминают лишь тогда, когда капитулируют маленькие дети.

Ведущий: "Все родители знают, как волнительно отдавать ребенка в детский сад, в школу или даже оставлять с няней. А вдруг обидит. О том, как погасить тревогу, правильно выстроив отношения с теми, кому мы доверяем самое дорогое, побеседуем с опытным психологом Ольгой Ждановой. Ольга Юрьевна, добрый день".

Гость: "Здравствуйте".

Ведущий: "Мы ведем ребенка в детский сад. Нужно ли подробно рассказать воспитательнице, ребенок любит это и это, не выносит того-то и того-то. Или это бесполезно?"

Гость: "Если говорить о том, как общаться с воспитательницей, безусловно, нужно доверять этому человеку. С воспитателем, важно поговорить, установить личный контакт и, безусловно, прислушиваться не только к рекомендациям, которые даются по поводу данного конкретного воспитателя, но и к своим собственным чувствам. Если есть неприятие воспитателя, как человека, лучше все-таки, несмотря на все сложности, которые сейчас существуют, подумать о другом детском садике".

Ведущий: "А если ребенок жалуется? Как отделить его фантазии от реальностей и что предпринять в этой ситуации?"

Гость: "Я бы посоветовала расспросить, что конкретно происходит. То есть не просто какая-то абстрактная жалоба с эмоциями, а именно кто что сказал, кто что сделал. Когда ребенок конкретно говорит о том, что воспитательница, допустим, не пускает в туалет там во время тихого часа или насильно заставляет есть кашу, да. Я думаю, имеет смысл в этом случае вмешаться и как-то поговорить с воспитательницей".

Ведущий: "Если родители считают, что сад - это плохо, и у них есть материальная возможность нанять няню. Вот нужно ли ее как-то контролировать и должен ли быть этот контроль тотальным?"

Гость: "Здесь, скорее, имеет смысл говорить о том, на сколько тщательно подходить к подбору няни. Да, тщательно, потому что это тот человек, который непосредственно будет заниматься воспитанием ребенка. Во-первых, няня должна иметь специальное образование. Это должен быть психолог, педагог, человек, имеющий опыт воспитания собственных детей по возможности. Работающий или работавший в каких-то учреждениях, в школе, в детском саду. Лучше, чтобы были рекомендации от каких-то знакомых".

Ведущий: "Если нам повезло найти хорошую няню, она со всей душой относится к ребенку, как нам самим-то не потерять с ним контакт, чтобы не произошло того, что произошло в фильме "Игрушка" с Пьером Ришаром?"

Гость: "Если так повезло с няней, что она стала ближе и дороже, имеет смысл няню безусловно оставить и через нее налаживать контакт с ребенком".

Ведущий: "Ребенок подрос, мы его отдаем в школу, как выстроить отношения родителям с первой учительницей?"

Гость: "В любом случае стоит поговорить хотя бы, чтобы успокоить собственную тревогу. Если вы поговорили, ваше мнение, что эта учительница вполне достойна быть первой учительницей вашего ребенка, смело отдавайте".

Ведущий: "Если, допустим, ребенок с удовольствием ходит в школу, такое трудно себе представить, но нет таких негативных реакций. Все вроде бы нормально. Нужно ли время от времени все-таки ходить и говорить, ну, как там, спрашивать или не надо у преподавателя?"

Гость: "Дело в том, что часть жизни ребенка проходит вне поля зрения родителей и побеседовать с теми людьми, которые общаются с ребенком за пределами семьи, имеет смысл в любом случае. У него могут быть какие-то интересы, хобби, о которых родители не догадываются. И вот хотя бы для этого имеет смысл поговорить с учителем".

Ведущий: "Большое спасибо, Ольга Юрьевна. Многоопытный психолог Ольга Жданова доходчиво объяснила нам, родителям, как правильно наладить отношения с учителями, воспитателями и нянями".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей