Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 октября 2015, 18:01

«Алмаз-Антей» обнародовал результаты эксперимента, моделирующего катастрофу над Донецком

Сегодня в центре всемирного внимания - итоги расследования катастрофы пассажирского "Боинга" под Донецком. Трагедия произошла в небе над Украиной 15 месяцев назад - в июле прошлого года. Это был рейс "Малайзийских авиалиний" - из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли все, кто был на борту, - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Свои выводы о том, как и чем был сбит "Боинг", эксперты представили в Нидерландах и в России. В концерне "Алмаз-Антей" обнародовали результаты масштабного эксперимента, моделирующего катастрофу.

Взрыв реальной ракеты зенитного комплекса "Бук" - у реального пассажирского самолета. Не макет и не математическая модель, которую специалисты концерна "Алмаз-Антей" продемонстрировали всем еще в июне. Если быть максимально точным, был проведен не один, а два натурных эксперимента. Сначала подорвали только боеголовку - небольшой цилиндр, внутри которого взрывчатое вещество и поражающие элементы. Ее подрыв, позволил максимально точно определить направление разлета осколков.

"Данные по этому эксперименту в начале августа были переданы нами голландской комиссии. Однако ввиду того, что по нашей информации, эти материалы не были приняты во внимание, концерн принял решение о проведении второго, более масштабного натурного эксперимента", - говорит гендиректор "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Для этого концерн и закупил списанный авиалайнер Ил-86, по своим размерам и параметрам, включая толщину, обшивки, перегородок и шпангоутов- ребер жесткости самолета, аналогичный Боингу-777, сбитому над территорией Украины.

"Эксперимент состоялся 7 октября этого года. Условия его проведения были идентичны выводам, представленным в проекте итогового отчета голландской комиссии. То есть, ракета была взята 9М-38М1 с "двухтаврами" и стрельба из района населенного пункта Снежное", - отмечает Ян Новиков.

Снежное - это населенный пункт, в момент трагедии контролировавшийся ополчением Донецкой народной республики. То, что залп по самолету был, якобы, произведен оттуда, на Западе стали утверждать сразу же после катастрофы. Но сразу два натурных эксперимента, проведенных концерном "Алмаз-Антей" - и подрыв только боеголовки, и подрыв всей ракеты, - полностью это опровергает. Если "Боинг" был сбит ракетой комплекса "Бук", то она просто не могла бы  прилететь из Снежного. Иначе бы поражения от осколков у самолета были не слева, а справа.

"Разлетающиеся вектора - это трассы всех осколков. Мы сделали их специально таким образом для того, чтобы можно было видеть наглядно углы входа поражающих элементов", - поясняет советник Ген.Конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

Таковы конструктивные особенности ракеты. Их, кстати, в интересах следствия, и это беспрецедентный шаг, российские специалисты рассекретили.

"Мишень, имитирующая левый двигатель, не получила ни одной пробоины, то есть при подходе ракеты со стороны, на встречном курсе со стороны Снежного, двигатель не мог пострадать.Это подтвердило наше компьютерное моделирование. Поражающие элементы, если бы ракета подлетела на встречном курсе, должны были пробить правый борт", - говорит Михаил Малышевский.

Но у малазийского "Боинга" оказалась повреждена только левая сторона. Кабина, двигатель, крыло и часть хвостового оперения. При этом справа кабина повреждений практически не получила. Целыми остались даже стекла.

"Сегодня мы можем однозначно сказать, что если "Боинг-777" Малазийских авиалиний был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук", то поразила его ракета 9М-38 со стороны населенного пункта Зарощенское", - говорит Ян Новиков.

Село Зарощенское тогда контролировали украинские военные. К тому же, специалисты концерна настаивают на том, что голландская комиссия, по каким-то причинам, изначально неверно говорила о ракете. 9М-38М1, о которой говорит голландская комиссия и 9М-38, о которой говорит гендиректор "Алмаз-Антея", - это две совершенно разные модели. Точнее, поражающие элементы в них существенно отличаются. В одной это параллелепипеды, в другой, более современной – "двутавры", или "бабочки", как их называют специалисты.

"Последняя ракета такого типа была выпущена в Советском Союзе в 1986 году. Решением генерального конструктора ракеты окончательный и безопасный срок эксплуатации данного типа ракет с учетом всех продлений был определен в 25 лет - у нас есть протоколы по этому поводу - после чего их использование было запрещено, и ракеты были сняты с вооружения российской армии", - отмечает Ян Новиков.

По итогам эксперимента хорошо видно, как выглядит фюзеляж, пораженный такими "бабочками". Так вот, на фюзеляже "Боинга" таких характерных пробоин нет. Большая часть и них прямоугольной формы. Но, самое главное - около 500 таких устаревших ракет, с прямоугольными поражающими элементами до сих пор стоит на вооружении украинской армии.

"Единственным непонятным для нас вопросом остается наличие поражающих элементов в форме "двутавр" среди вещественных доказательств, приобщенных к делу", - отмечает Ян Новиков.

Но это – вопрос добросовестности международной комиссии.

Специалисты концерна "Алмаз-Антей" особо подчеркивали, что во время своего расследования не пользовались никакими материалами из Интернета. Чего нельзя сказать о голландской комиссии. К тому же при подрыве ракеты была учтена и ее скорость, и скорость самолета и даже то, сколько времени проработал ракетный двигатель до взрыва. Скрупулезность, с которой подошел "Алмаз-Антей" к проведению этого исследования, объясняется просто. Концерн - коммерческая структура - попал под западные санкции как раз в связи с трагическими событиями в небе над Украиной. Санкции считают в концерне неправомерными и говорят о том, что собрали достаточно доказательств, для того, чтобы отстаивать свою точку зрения в международном суде.

И сегодня же свой доклад о результатах расследования трагедии с "Боингом" обнародовали в Совете безопасности Нидерландов. Вопреки представленным российскими специалистами материалам, международная группа экспертов пришла к выводу, что самолёт был сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса "Бук" более современной модификации. После взрыва ракеты у кабины пилотов - головная часть самолёта отделилась от фюзеляжа. Уточняют при этом, что взрыв произошёл с левой стороны.

В докладе при этом не говорится о точном месте запуска ракеты - председатель голландского Совбеза Тьиббе Йустра мотивировал это тем, что дополнительные изыскания, относящиеся к уголовному расследованию, выходят за рамки мандата Совета Безопасности Нидерландов.

С этим, судя по всему, не согласны в Москве. Дипломаты ждали более чётких результатов 15-месячной работы экспертов. В итоге - голландский доклад в российском МИД назвали "предвзятым" и выполняющим политический заказ. Как сказал журналистам замминистра Сергей Рябков, Москва рассчитывает, что в дальнейшем всё-таки будет организовано всестороннее расследование, учитывающее в том числе информацию "Алмаз-Антея".

Что касается других сегодняшних заявлений из Нидерландов, Международная комиссия пришла к выводу, что воздушное пространство над юго-востоком Украины - вообще должно было быть закрыто ещё до трагедии, но авиационные власти Украины не смогли адекватно оценить риски для гражданских самолётов - и в итоге десятки авиакомпаний, лайнеры которых пролетали над зоной конфликта, не были проинформированы об опасности.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей