Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Самые-самые маяки. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 03.04.2021

Толбухин – старейший маяк страны. Уже 302 года он встречает корабли у ворот Санкт-Петербурга. Построен он был по приказу Петра Первого на искусственном острове у Котлинской косы. Вначале башня была деревянной, наверху жгли обычные свечи, от них маяк однажды и сгорел. В 1810-м возвели каменный корпус с домом и баней. Ими смотрители пользуются до сих пор! А три года назад на Толбухине установили современное оборудование. В хорошую погоду его свет виден за 30 км.

Лучи другого ветерана – Стирсудден на одноименном мысе Финского залива – пробиваются еще дальше. Все благодаря особой линзе, которая рассеивает свет галогеновой лампы. По словам начальника маяка Александра Метлушко, линза весит около 300 кг – чистый хрусталь! Видимость маяка – 21 морская миля, это около 40 километров.

Стирсудден поставили 150 лет назад – тогда в этих местах тонуло много кораблей. Во время Великой Отечественной старый маяк взорвали. Но ориентир морякам был нужен позарез – новое здание возвели в 1953-м.

Самый южный в стране – Дербентский маяк – простоял без серьезной реконструкции полтора века. Стены из местного камня, почти в метр толщиной! Айваз Панахов принял здесь вахту 30 лет назад. Механик сетует, что вокруг башни как грибы растут высотки – загораживают лучи. А ведь маяк – единственная надежда судов безопасно добраться до берега в шторм, если спутниковая навигация накроется!

А Ирбенский маяк – самый необычный в стране: он плавучий. Говорят, сохранился в единственном экземпляре! Такие в прошлом веке выставляли в самых опасных местах, где строить стационарный маяк было невозможно. Ирбенский работал на входе в Рижский залив, служил до начала 90-х, был списан и чуть было не порезан на металлолом. Уникальное судно удалось спасти. Сейчас Ирбенский на заслуженном отдыхе, у причала в Калининграде. На борту последнего в мире плавучего маяка команда создает музей. 

Смотрите также

Тематические категории:
Доброе утро
Утренний информационно-развлекательный телеканал