Традиции Северной Осетии. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 18.09.2017
Вдоль двух берегов неспокойного Терека раскинулся гордый Владикавказ. В городе живут 307 тысяч человек, а это больше 40% населения республики Северная Осетия-Алания.
Но чтобы по-настоящему понять местный народ, надо ехать в горные села. Осетины считают себя наследниками алан и делятся на иронцев, кударцев и дигорцев. Программа «Доброе утро» побывала в гостях у дигорцев. В Ирафском районе в самом узком месте Дигорского ущелья. Разлом образовался после падения метеорита, мост, перекинутый через ущелье, в народе называют Чертовым.
Селение Задалеск. Здесь в горах спрятана священная для дигорцев, да и для всех алан, пещера. Когда мы забрались наверх, в небе над нами закружили два орла. Для горцев и один - счастливый знак. Даже наш скептически настроенный проводник растаял.
«По легенде, алесская нана спасла детей от нашествия Тимура. Здесь она их выходила, благодаря этой женщине была спасена та часть аланов, которые называли себя дигорцами», - рассказывает историк-исследователь Георгий Кесаев.
Имени спасительницы алан никто не знает, нана по осетински – старшая женщина в доме. На потолке – вековая копоть от костра, повсюду – черепа животных. Раз в год здесь совершают жертвоприношение. Задалеская нана стала святой, осетинки просят у нее женского счастья и семейного благополучия.
У мужчин, воинов и путников – свой покровитель. Уастырджи. В Северной Осетии не один памятник святому. Самый мощный и известный - в Алагирском ущелье. В Дигорском ущелье пару лет назад появился бронзовый Уастырджи.