Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Спецпроект к 75-й годовщине Победы: улица Черокова в Санкт-Петербурге


Новый микрорайон на юге-западе Петербурга. 11 лет назад здесь появилась улица Черокова. С какой благодарностью произносил эту фамилию блокадный Ленинград, сегодня знают не все.

Возглавил флотилию Виктор Чероков в октябре 1941 года. Ему тогда было всего 33, а на нем эвакуация ленинградцев и снабжение целого города.

Он никогда не повышал голоса. Его сослуживцы все говорили, что его приказы звучали как просьба, но не выполнить их было невозможно, и мы, дети, тоже знали: самым большим наказанием было, когда он спокойным тоном говорил, я бы на твоем месте поступил иначе, и становилось невероятно стыдно», — вспоминает Ольга Томилина, дочь Виктора Черокова.

Ольге Викторовне было четыре, когда началась война. Чероковы жили в Новой Ладоге. Небольшой городок на восточном побережье озера.

Здесь был штаб флотилии, отсюда же дорогой жизни отправляли баржи с продовольствием. Первые ушли в сентябре 1941 года.

Баржи подошли к побережью поселка Ладожское озеро. До Ленинграда оставалось совсем чуть-чуть. Но пришвартоваться к берегу корабли не могли, слишком мелко. Да и причалов, как таковых, здесь тогда не было. Потому на встречу пришлось отправить обычные катера. Но начался сильный шторм, и разгрузка затянулась. Одну из барж затопило, другую выбросило на берег.

В это время Ленинград уже был в кольце блокады. Запасов хлеба, круп и топлива едва хватило бы на месяц.

«Была четкая установка: если судно затонуло в зоне досягаемости, груз спасается любой ценой, водолазы при помощи машин по доставке песка со дна таким образом доставили зерно мокрое», — рассказывает Сергей Морозов, кандидат исторических наук, биограф Виктора Черокова.

За первый месяц навигации перевезли меньше 10 продовольствия. Нужно было в разы больше. И город начал голодать. Уже в ноябре паек составлял те самые 125 граммов хлеба. Приказано было срочно строить причалы и десятки барж.

Весной 1942 года формировать экипажи пришлось из студентов. Рулевыми на теплоходах, по сути, были подростки. В свой первый рейс по дороге жизни Ася Бернштейн вышла, когда ей было всего 15.

«Вся Ладога была страшная, летали «мессеры» и дальнобойные обстреливали насквозь, чуть-чуть в сторону раз, а дальше нельзя, не дай Бог на банку наскочишь. Мы понимали — война, значит, кто-то жив останется, а кто-то погибнет», _ рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Ася Бернштейн.

Под огнем суда погибали часто, но караваны продолжали идти, а Ленинград жить. Гитлеровское командование требовало — оборвать дорогу жизни во что бы то ни стало. В воды Ладожского озера вошли паромы «Зибель».

Десантные баржи вообще-то предназначались для вторжения в Англию, но осенью 1942 года под прикрытием тумана они внезапно появились у небольшого острова Сухо.

«Он как раз был в том месте, где проходила водная трасса и он как раз контролировал движение судов по этой дороге. Первые удары были нанесены по вышке, оперативно сообщить о захвате острова было невозможно», — рассказывает заведующий филиалом Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого «Дорога жизни» Виктор Березняцкий.

Но сигнал успел подать мимо проходящий тральщик. На защиту гарнизона на острове Сухо адмирал Чероков поднял все корабли и авиацию. И остров в итоге удалось отстоять. Это уникальные кадры того самого боя. На одном из катеров, как рассказывает Ольга Викторовна, в тот день был и сам Чероков. Что, вообще-то, против правил, командующий должен быть при штабе. О том, что Чероков пошел на риск, ей рассказали сослуживцы. Сам он о себе говорить не любил. О скромности адмирала ходили легенды, собственную жену он, по сути, лишил медалей.

«Она служила в госпитале и, как мне рассказывали потом ее сослуживцы, ее начальство ее несколько раз выдвигали на какие-то там награды, а папа вычеркивал ее из списка, потому что он считал, под своей фамилией ему подписываться неудобно», — вспоминает Ольга Томилина.

Закончил войну Виктор Чероков уже в звании контрадмирала, был награжден орденом Ушакова второй степени, орденом Красной звезды. Улицу в его в честь хотели назвать еще при жизни, но сам Чероков был категорически против. Таким его и запомнили ветераны. Скромным командующим, который оберегал дорогу жизни на блокадный Ленинград.