Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 декабря 2010, 21:27

85 лет назад на экраны страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»

Это произошло в декабре 1925 года. Фильм был посвящён революции и сам стал настоящей революцией в кинематографе. Ни до, ни после ни одна отечественная картина не производила в мире такого фурора. "Потёмкин" неизменно по всем опросам занимает первые строчки в списках лучших фильмом всех времён и народов.

В Одессу Эйзенштейн приехал за солнцем, а оказался в сплошном тумане. От безделья с оператором решили снимать море. Потом эти кадры назовут "симфонией туманов". Так случайно "начался" шедевр.

Фильм и называться должен был по-другому - "1905-й", и был о другом: о всех событиях революции сразу. На "Броненосец" отводилось каких-то 3 минуты. Но в итоге история "Потёмкина" стала не проходящей, а единственной. Слишком красивыми выходили ракурсы.

Изначально эпизода с лестницей не было в сценарии вообще. Но когда Эйзенштейн оказался здесь, его буквально осенило, как напишут потом в мемуарах: вот он, центральный образ! Вот он, самый короткий путь между городом и морем, самый наглядный способ связать одесситов и потёмкинцев. Кинокритики утверждали: фильм вообще снимался без сценария. Вот так вот на одном дыхании. Так оно и было. Эйзенштейн часами гулял по лестнице. Высматривал новые образы, лица, а потом скорее спешил в гостиницу - буквально в 50 метрах жила вся съемочная группа и уже там, в номере списывал новые детали.

Отель превратился в штаб квартиру. Ассистенты записывали тезисно со слов режиссера. Эйзенштейн рассказывал: встретил женщину с коляской. Такая же могла не просто гулять в дни революции, но и выпустить коляску из рук.

Непридуманных героев и играть должны были не актеры. "Типажи" нашли по объявлению: "требуется женщина, еврейка, брюнетка, высокого роста" или: "Мужчина, рост и лета безразличны, наглое выражение лица". Но с одним героем возникли сложности - нужен был мальчик, который бы падал бесстрашно. Нашли случайно. История - семейная легенда.

Михаил Глауберман, сын Абы Глаубермана: "Одесские мальчишки играли в футбол. И Аба как раз стоял на воротах. Очень смело падал за мячом. Это понравилось Эйзенштейну".

Бесстрашно и падал, и лежал. Когда детскую ручку топтали. Этот трюк придумывали - прямо на лестнице. Но несколько дублей Аба все-таки испортил.

Михаил Глауберман, сын Абы Глаубермана: "Когда мама несет этого убитого мальчика на руках, у него сочится кровь из краешка рта - так вот это рисовали вишневым сиропом, и он норовил слизать его".

От Эйзенштейна до Энштейна. Мальчик стал знаменитым на весь мир дважды. Как актер, и как ученый-физик. Доктор наук, профессор Аба Глауберман, Он читал лекции, киноиндустрия его больше не интересовала. И о том, как фильм "спасали" от банкротства, он, конечно, не знал.

Чтобы привлечь к премьере внимание, фасад кинотеатра превратили в макет броненосца. Боевик "Потемкин" был обычной пропагандой. Прокатчики считали: без любовной истории и звезд на экране зритель не пойдет на фильм. Маяковский, защищая своего друга Эйзенштейна, любил в деталях описывать этот промах Совкино.

Светлана Стержнева, директор Государственного музея В.В.Маяковского: "Когда фильм вышел, Совкино дало ему второй экран, и только когда германские зрители стали обращать внимание на этот фильм, в результате, под давлением запада, Совкино изменило свою позицию".

Просвещенный европейский зритель сразу увидел: это новое искусство. От глобальной сверхзадачи до монтажных находок. Чего стоят каменные львы – кажется, скульптура оживает. Или искусственное затягивание времени. Этому нагнетанию напряжения у Эйзенштейна потом учился Хичкок - мастер ужасов. Чарли Чаплин считал фильм лучшим в мире, первым в списке картина была и у Геббельса. Считал идеальной агиткой, мечтал запретить. Помешали массовые волнения.

Мартин Кербер, профессор, куратор Музея кино и телевидения немецкой синематеки: "Цензоры очень хорошо поняли этот фильм, его революционный потенциал и боялись его. И в первую очередь были вырезаны все эпизоды, которые призывали к революции".

Фильм выгодно продали Германии. И резали немцы по негативу. Теперь рисуют.

Ни звука, ни шороха. Не дышит, не моргает. Сейчас Юлия Вайльмюллер чувствует себя немного Эйзенштейном. Вот так же режиссер кадр за кадром, раскрасил флаг в финальной сцене буквально перед премьерой. Его копию фильма давно потеряли. Юля сделала уже 4 новых.

Юлия Вайльмюллер, реставратор Музея кино и телевидения немецкой синематеки: "Если бы это был другой фильм - никто бы так не старался. Выдержать этот титанический труд можно только ради "Броненосца". Это ведь до сих пор - учебник".

Сверхузнаваемость каждого кадра стала даже поводом для кинопародий. Дестяки фильмов, и даже мультверсий. Больше всего досталось, конечно, сцене с коляской. После выхода картины одесскую лестницу без переименований и документов, во всем мире так и называют "Потёмкинская". Как писал Юрий Олеша, она теперь в сознании человечества, так же, как Миланский собор и Эйфелева башня. Фильм, который изменил не только кино, но и реальность. В этом сила искусства.

Читайте также: