В Швейцарии проходит выставка часов.
На выставке представлены работы лучших часовых фирм. Цена некоторых экспонатов исчисляется десятками миллионов долларов и их охраняют почти так же, как высокопоставленных чиновников или мировых звезд, последние, как раз и представляют некоторые из этих моделей.
Время и деньги - из всех коротких это, пожалуй, самое точное определение этой выставки. Раз в год в последнюю неделю марта она собирает под одной крышей, если условно, а реально в 10 своих павильонах, все часы мира. Швейцарский город Базель в эти дни демонстративно переходит с европейского времени на мировое.
Так же как модные недели в Париже, часовой салон в Базеле - это парад имен, марок, брендов, если пользоваться специальной лексикой, амбиций, механических идей и дизайнерских прогнозов.
Каждая часовая фирма здесь - не в отдельном павильоне, но в собственном часовом домике. Стоимость каждой такой крыши под крышей - от 7 миллионов долларов и выше. Вход в домик по именным приглашениям. Внутри - коллекции года и специальные помещения для переговоров. У экспонатов, цена которых на рынке превышает 1 миллион долларов, (есть здесь и такие) - пост охраны. Время работы - одно на всех - с 9 утра и до 6 вечера. Все остальное - персонально. Каждому часовому "домику" - даже свои собственные церемонии открытия и закрытия.
Ленточку на входе в экспозиционный зал "Омеги" в очередь из года в год здесь перерезают обычно Пирс Броснан и Синди Кроуфорд. На этот раз очередь Кроуфорд. С 96 года она - лицо, или точнее рука "Омеги. "Я приготовил вам бомбу, но, извините, это не Синди". - предваряет ее выход на публику президент компании Николае Хайек. На руку Кроуфорд он надевает часы, в браслете которых ровно 2 тысячи бриллиантов. Но и бриллианты в таком количестве, говорит он, не повод для взрыва. Новость от "Омеги" на сегодня - это форма часов. Вместо круга - квадрат.
"Радо" свои новые и тоже геометрические идеи доверяет излагать Ванессе Мей. Мей для начала играет. На скрипке. Вживую. А дальше, сбиваясь с французского, на английский и немецкий признается, что контракт с "Радо" ей больше приятен, чем обременителен.
ВАНЕССА МЕЙ: "У меня с детства пунктик на часах. Несколько лет назад на одной руке я могла носить сразу 7-8 часов. Как браслеты. К тому же "Радо" это то, что могут позволить себе мои ровесники.
И мне нравится, что здесь я с ними заодно. Все демократично, просто и лаконично. По форме".
Поиски новых материалов - это то, что предпочитает экспериментам с формой Каролина Груози-Шойфеле. Это уже другой часовой дом. "Шопар". Дом и в прямом смысле слова. Вся семья Шойфеле в часовом бизнесе. Каролина - вице-президент компании и ее главный дизайнер. Это она когда-то раздразнила часовых снобов своей коллекцией пластиковых часов с бриллиантами. Совместив несовместимое, как говорили. Она же мужские часы с корпусом из белого золота или стали - на выбор - соединила с ремешком из резины, напоминающим протектор шины автомобиля. Канны доверили ей реставрацию Золотой пальмовой ветви, год назад; а сейчас аналогичное предложение ей сделала американская киноакадемия.
КАРОЛИНА ГРУОЗИ-ШОЙФЕЛЕ: "Оскара" "Шорпар" переоденет через год. Говорит Каролина. Но вряд ли эта работа будет столь же смелой, как коллекция, придуманная моим мужем сейчас - он сделал часы из черных бриллиантов с ремешком из окульих плавников.
Или вот эта - моя. Я ее называю прогнозом от Шопар, причем, не на год даже, а на век. Это цвет. Камни. Сапфиры. Изумруды. И даже розовые бриллианты. В корпусе часов. Розовые бриллианты Каролина Шойфель нашла в Австралии. Там есть единственная в мире шахта, где их добывают и обрабатывают. Каролина любит путешествовать. Свою ювелирную коллекцию Пушкин она создавала под впечатлением от России. Часы для путешествующих в Базеле в этом году представил "Патек-Филипп".
ФИЛИПП СТЕРН, президент компании: "Патек-Филипп" предпочитает совершенствовать прежде всего механизмы. В часах для путешественников одна кнопка время европейское переведет на ваше, московское и обратно.
Часы, которые мы называем "10 дней" , в течение 10 дней не требуют подзавода. Да, нам тоже важна форма -сегодня это прямоугольник или квадрат. Из материалов - от белого золота и стали мы, похоже, идем к золоту желтому. Снова. Но главный объект внимания, причем - с самого начала существования компании, с 1839 года и до сих пор, - это функциональное совершенство".
Одно из правил "Патек-Филипп", говорит Филипп Стерн, - если берешься за что-то - старайся делать это лучше всех. Этого правила компания стремится придерживаться, говорит Стерн, точно так же как и другого. "Патек-Филипп" никогда не называет имен своих владельцев. Я слышал, что наши часы носят некоторые первые лица европейских государств. Так Стерн отвечает на вопрос о том, много ли в России владельцев "Патек-Филипп". На шутку о том, что "Патек-Филипп", похоже, подчинил уже себе время -Филипп Стерн реагирует нормально, как на чрезмерное преувеличение. Время, о котором размышляют философы, говорит он, как о понятии абстрактно текущем, - часовщику неподвластно. Любой часовой мастер имеет дело с тем временем, которое идет, бежит и работает как часы. И только.

