Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
12 апреля 2001, 20:40

Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым

Завтра по суду может быть вновь возбуждена процедура банкротства и возобновлено внешнее управление на московском вертолетном заводе. То есть знаменитом КБ Миля – основном разработчике наших вертолетов. История эта длинная, запутанная и грязная. Мы уже обращались к этой теме, и вроде бы все налаживалось нормально. Но, к сожалению, приходится к этому возвращаться.

Московский завод имени Миля - разработчик и производитель самых массовых транспортно-десантных вертолетов Ми 8 и Ми 17, самого применяемого в конфликтах вертолета Ми 24. Сейчас в стране эксплуатируется около 3 тысяч вертолетов марки Ми и около 5 тысяч за рубежом. В начале 90-х в ходе акционирования 42 процентный пакет акций завода Миля фактически оказался в руках американской "Юнайтед текнолоджиз" – основного конкурента России на вертолетном рынке, после чего работа КБ была просто заморожена. В июне 99-го завод был признан банкротом по иску мелкого кредитора, чьи требования составляли одну десятую процента от общей суммы кредиторской задолженности предприятия. На заводе было введено внешнее управление, которое по решению арбитражного суда было прекращено лишь 23 февраля этого года ввиду отсутствия признаков банкротства.

Дело в том, что вертолеты Ми продаются довольно бойко. И производят их серийные заводы, которые не хотят делиться с КБ доходами. Но при этом серийные заводы не способны не только разработать новую модель, но даже на более или менее глубокую модернизацию. Более того, не имеют на это даже прав.

Удушение КБ Миля – это смерть отечественного вертолетостроения в более или менее ближайшей перспективе. Что и заказывали наши зарубежные партнеры, овладевшие крупнейшим пакетом этого предприятия. Но их позицию можно не только понять, но и уважать.

Однако нет никаких оснований уважать позицию наших собственных ВПКашных структур, всеми силами топивших Миль. Тогда, полтора года назад, процедура банкротства была введена по иску оборонного АОЗТ "Рубеж", имевшего 0,1 процента задолженности. Практически исключено, что этот самый "Рубеж" возник сам по себе, без прямого указания свыше.

С июля 2000 года спасением завода занялся Межрегиональный инвестиционный банк (МИБ), по согласованию с теми государственными структурами, которым надлежит заниматься оборонкой. Основная часть задолженности была выкуплена. Также была выкуплена значительная часть пакета иностранных акционеров. Их пакет уменьшился в 4 раза.

Было разработано мировое соглашение и программа развития предприятия, которые получили одобрение тогдашнего внешнего управляющего. И все бы хорошо, но тут появляется на горизонте известная группа мародеров в составе ГУТА-банка и государственного унитарного предприятия Госинкор (что в принципе одно и то же), которые опять же от имени мелких кредиторов, с нарушением закона протаскивают через суд смену внешнего управляющего, сажают на Миль своего человека, пытаются сорвать мировое соглашение и раздербанить завод.

Четыре месяца их человек Богочаров хозяйничал на заводе, пока не был оттуда по суду выковырен. Однако необходимые гадости сделать успел.

Государственное унитарное предприятие Госинкор и ГУТА-банк предоставили заем внешнему управляющему милевского вертолетного завода Богочарову на сумму свыше 150 миллионов рублей под 28 процентов годовых на погашение основного долга без учета процентов и штрафов. Получение займа не только не привело к восстановлению платежеспособности предприятия, но и поставило его в условия реального банкротства.

То есть, благодетели отослали назад деньги МИБ, который готов погасить всю задолженность, и навязали заводу кабальный кредит. Вот самое интересное: в нынешней апелляционной жалобе, на основании которой собираются возобновить банкротство, сказано, что, мол, суд не исследовал вопрос о существовании у должника возможности в полном объеме вернуть заемные средства. При этом жалоба сама подана теми же самыми людьми, которые эти самые заемные средства заводу навязали.

22 января некая фирма "Глобус Контракт" принадлежащая сыну зампреда ГУТА банка Петрова, выкупила неурегулированный долг завода Миля, в размере 12 тысяч 800 рублей и вскоре подала апелляционную жалобу в московский Арбитражный суд с требованием отмены прежнего судебного решения о прекращении внешнего управления на заводе.

Известно, что на момент покупки долга фирмой, "Глобус контракт" являлась юридическим агентом бывшего временного управляющего завода Богочарова, заплатившему "Глобус контракту" за услуги 18 тысяч долларов США.

Как вам нравится: требование в размере 12 тысяч рублей долга выдвигается за 18 тысяч долларов? Какой крепкий курс рубля! Госинкор, казалось бы, государственная структура, щедрый дар президента Ельцина своему уволенному главе администрации Юрию Петрову. Вряд ли Госинкор-ГУТА руководствуются сознательно идеей предательства Родины. Они просто и честно хотят расхитить оставшееся от завода имущества. Там одних производственных площадей… Огромное хозяйство.

Однако кто-то зачем-то эти действия поддерживает и инициирует. Оборонка не та сфера, где такого рода действия можно совершать по собственной частной инициативе. У нас одно время с легкой руки вице-премьера по оборонке Ильи Клебанова распространялась идея, что нельзя доверять важное дело оборонки частным предприятиям.

Практика доказывает абсолютное отсутствие каких-либо преимуществ у государственных структур, включая принимающих решения чиновников, перед частными в случаях, когда речь идет о продаже кусочка Родины. При этом реально структуры с частным менеджментом, такие, как НПК, "Оборонительные системы, та же "Русская авионика"" оказываются гораздо более успешными и в научно-техническом плане и в коммерческом.

ПУТИН: "Потребности обороны уже сейчас почти наполовину обеспечиваются частными предпринимателями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Полагаю, что практику участия негосударственных предприятий и в оборонных исследованиях, и в производстве надо расширять".

Пример с Милем более чем нагляден. Другой вопрос, почему руководство Госинкора не боится в наглую, откровенно топить ключевое оборонное предприятие. А потому, что эта позиция востребована свыше. Повторюсь, существуют две принципиальных позиции в развитии отечественной оборонки. По сути, в развитии страны.

Первая позиция: Россия стремится сохранить себя, как самостоятельный производитель современных вооружений и оборонных технологий, единственный конкурент Соединенных Штатов, отстоять свои рынки, найти новые, разрабатывать новые системы. При этом надо быть готовым к тому, что нас будут травить, мочить, используя весь арсенал державы, имеющей несравнимые с нашей финансовые и политические возможности.

И вторая позиция: вписаться в мировое – читай, американское – разделение труда в оборонке в качестве младшего подрядчика. Точнее даже, подрядчика подрядчиков. При этом тебя не будут травить, даже пустят в прихожую, что-нибудь нальют и закусочку предложат. И даже будут капать какие-то небольшие денежки, которые всегда можно распилить с политическим руководством. Пока не выдоят весь потенциал, который остался от прежних времен.

Не стал бы с ходу именовать адептов второго пути банальным словом "предатель Родины". В пользу этой позиции можно выдвинуть довольно много аргументов. Но надо отдавать себе отчет в содержании этой позиции. И раз на нее ступив, с нее сойти не возможно. Именно по этой концепции должен был развиваться Миль. По ней же, совершенно очевидно, тихо подыхает легендарный МиГ, возглавляемый руководителем бюро ритуальных услуг господином Никитиным. Капают чуть больше полусотни миллионов долларов за обслуживание 23 германских МиГов, хватает на содержание конторы и расчетов с руководством. Больше не надо ничего.

Что надо иметь в виду? Что по этой схеме через некоторое время у России не будет не только оборонного экспорта – никакого! И никаких высоких технологий. У России просто не будет суверенитета. Однако зачем этим ребятам суверенитет? Его на хлеб не намажешь.

С днем космонавтики вас, дорогие товарищи!

Однако время. До свидания.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей