Саддам Хусейн повторил судьбу многих диктаторов ХХ века
Саддам Хусейн - не первый диктатор, которому не повезло. Спокойная жизнь отставным правителям гарантирована только в странах развитой демократии. Там политики любого ранга открыты для критики со стороны оппозиции и средств массовой информации.
Диктаторы же обычно до самого конца уверены в преданности окружения и любви подданных. Прозрение наступает слишком поздно.
Редко кому из авторитарных лидеров прошлого столетия удалось закончить свои дни в спокойной обстановке, в кругу семьи. Одни были сметены народными восстаниями, другие были вынуждены до конца своих дней скрываться от народного гнева, третьи были осуждены.
Среди павших от рук восставшего народа — президент Румынии Николае Чаушеску. Он не был кровавым диктатором. Но 17 декабря 1989 именно он отдал приказ солдатам стрелять в демонстрантов в городе Тимишоаре. Вспыхнувшее вслед за этим народное восстание смело не только самого Чаушеску, но и коммунистический режим. Президент вместе с женой Еленой был приговорен наспех созданным военным трибуналом и также спешно казнен 25 декабря в пригороде Бухареста.
Впрочем, не всегда смертные приговоры приводятся в исполнение. Людоед, провозгласивший себя императором Центральной Африки, Жан-Бедель Бокасса дважды приговаривался к смерти. Один раз - в начале 80-х годов прошлого столетия - во время вынужденной ссылки во Францию он ушел от местного правосудия. Второй раз — спустя 6 лет - уже после возвращения на родину его арестовали и вновь приговорили. Но, отсидев 7 лет в тюрьме, Бокасса вышел на свободу и даже собирался вновь баллотироваться на выборах. Помешал сердечный приступ.
От сердечного приступа в апреле 98-го года умер и еще один кровавый диктатор второй половины 20-го столетия. Уничтоживший более двух миллионов своих соотечественников, Пол Пот - все последние годы своей жизни скрывался в джунглях недалеко от границы Камбоджи и Таиланда. Впрочем, не все верят в то, что Пол Пот умер своей смертью. По одной из версий он был убит своими же соратниками, сдавшимися затем официальным властям.
Президент Египта Анвар Садат не учинял казней над своими соотечественниками и не держал в тюрьмах политических противников. Но был убит прямо на военном параде в центре столицы религиозными фанатиками, посчитавшими предательством мир, заключенный между Израилем и Египтом.
Лидеру чилийской хунты удалось избежать наказания. Причем не только у себя на родине, но и за рубежом. Аугусто Пиночет был взят под стражу в Лондоне по обвинению в убийстве сотен чилийцев. Но после многомесячного разбирательства был освобожден и улетел на родину. Местные чилийские прокуроры несколько раз пытались привлечь его к ответственности, но безуспешно.
Один из немногих лидеров, в отношении которых еще продолжается судебное разбирательство, — бывший президент Югославии Слободан Милошевич. Он обвиняется в геноциде и массовых убийствах. В отличие от всех других лидеров, Милошевича судит международный суд по бывшей Югославии, специально созданный для расследования преступлений против человечности.

