Сенсационные полеты — на авиасалоне МАКС-2005
Сегодня в подмосковном Жуковском начал работу авиасалон МАКС-2005. В этом году он самый представительный с момента своего создания. Его уже называют одним из крупнейших в мире.
На торжественную церемонию открытия авиасалона сегодня прибыл президент Владимир Путин. Ему показали последние разработки российских и зарубежных производителей авиационной и космической техники. А в небе над Жуковским свое мастерство демонстрировали летчики-ассы. Репортаж Сергея Семенова.
"МАКС-2005" - своеобразная выставка достижений всемирного авиационно-космического хозяйства. Как шутят российские специалисты - "это наш ответ французскому Ле-Бурже и английскому Фарнборо". Но в этом году Московский аэрокосмический салон претендует на звание "крупнейшего в мире". Свои достижения на выставку привезли почти 700 предприятий из 40 стран.
Впрочем, еще до открытия салона, "хитами программы" эксперты назвали 2 российских экспоната. Комический челнок "Клипер" и истребитель нового поколения СУ-30 МКМ с изменяющимся вектором тяги. Челнок, правда, пока можно увидеть только в виде макета. А истребитель готовился к показательным полетам как раз в то время, когда на аэродроме в Жуковском приземлился вертолет Президента России.
В кадре: Взлетают тяжелые бомбардировщики.
Это - только первый элемент показательных выступлений российских летчиков, который сопровождался дикторским текстом - "впервые в мире". Впервые такой плотной группой взлетают одновременно тяжелые бомбардировщики. Правда - никаких фигур высшего пилотажа. Эти машины просто не рассчитаны на такие нагрузки, как у истребителей.
В кадре: Разлетается звено МИГ-29 с отстрелом тепловых ловушек.
Пожалуй, самая зрелищная часть показательных выступлений. В небе - истребители последнего поколения. Диктор не успевает перечислять фигуры высшего пилотажа - "бочка", "колокол", "кульбит", "кобра Пугачева". А вот это выступление "фантастическим" признали даже специалисты.
Истребитель СУ-30 МКМ с управляемым вектором тяги. Даже опытные летчики-испытатели говорят, что не знают до конца возможностей этой машины. У этих фигур высшего пилотажа нет пока даже названия. И выполнять их могут пока только российские летчики на российских машинах. А это, по словам воздушных асов - "пижонская посадка с разворота". Очень сложный элемент пилотирования. Даже на фоне ревущих турбин слышны аплодисменты.
Но аэрокосмический салон - это не только красочное шоу, но и активная торговая площадка. Как говорят организаторы, по итогам предыдущего салона общая сумма заключенных контрактов составила несколько миллиардов долларов. В этом году, надеются, суммы могут быть еще более серьезные. И первый контракт был подписан уже через 15 минут после открытия "МАКС-2005". В присутствии Президента России, индийская корпорация "ХАЛ" и "Рособоронэкспорт" заключили договор о покупке лицензии на производство авиадвигателей АЛ-55И. Причем, наша компания победила в тендере с участием ведущих западноевропейских корпораций.
Владимир Путин поддержал сегодня идею создания на базе аэродрома в Жуковском международного выставочного комплекса. Здесь предполагается разместить все российские конструкторские бюро, связанные с производством авиатехники. Здесь же предполагается соорудить полигон, где можно будет проводить испытания новых машин.
В качестве примера техники "завтрашнего дня" Президенту показали макет космического челнока "Клипер". По словам разработчиков, он по многим параметрам превосходит зарубежные проекты. "Клипер" рассчитан и на полеты до Луны. Возможно, первая экспедиция стартует уже в 2013 году.
Показали сегодня Президенту и последние российские разработки авиатехники и систем вооружения. Новую модификацию истребителя СУ-27СМ, пассажирский самолет RRJ, универсальную противокорабельную ракету Х-357. Переходя из павильона в павильон, Владимир Путин подошел и к лотку с мороженым. Купил сразу несколько порций. День сегодня выдался жарким.
Сегодня в Жуковском - рабочая обстановка. На выставку вход открыт только специалистам. В павильонах идут интенсивные переговоры потенциальных продавцов с потенциальными покупателями. А для широкой публики "МАКС-2005" откроется только в ближайшую пятницу. Пилотажные группы - легендарные российские "Стрижи" и "Витязи", вместе с коллегами из Франции, Италии и Америки уже готовятся к показательным выступлениям.

