Многолетний лед замедляет движение атомохода «Ямал», идущего на помощь полярникам
Атомный ледокол "Ямал" продолжает путь к дрейфующей станции в Арктике, откуда надо забрать 15 полярников. Льдина со станцией "Северный полюс-34" попала в теплое течение и начала таять. Разломы и трещины - уже совсем рядом с базовым лагерем.
За ходом спасательной операции следит - Алексей Петров.
Четыре мили в час. Максимальная скорость, с которой атомоход "Ямал" может двигаться на помощь дрейфующей станции. Пришлось сбавить ход - идти быстрее не дают льды. И условия по маршруту все более сложные - появляются полосы многолетнего льда. Со связью перебоев нет. Моряки говорят, с полярниками они общаются каждый час.
Станислав Румянцев, капитан ледокола "Ямал" (по телефону): "Идем отлично, связь со станцией постоянная. Вечером уже планируем туда вылет на вертолете".
Ледокол уже прошел более двух с половиной тысяч километров. Из них 250 - во льдах. Сейчас он находится в 100 километрах от станции. Этот спасательный рейс по-своему уникальный. Единственный раз в мае в эти широты поднимался только ледокол "Сибирь" девятнадцать лет назад. А обычно ледокольная навигация здесь начинается в июне.
Николай Бабич, начальник штаба морских операций Западного района Арктики: "Нас вынудила необходимость. Если бы станция была в безопасном положении, то, естественно, не было бы нужды срочно снимать ледокол и направлять его".
Станция "Северный полюс-34" была открыта в сентябре прошлого года. За этот период она продрейфовала более полутора тысяч километров. А теперь льдина, на которой обосновались полярники, попала в теплое течение, и ее постепенно несет к востоку. Трещина образовалась несколько месяцев назад в результате атаки мощных циклонов с Атлантики. Сейчас часть жилых и технических домиков, а также энергоустановку пришлось переместить на более прочный лед.
Николай Бабич, начальник штаба морских операций Западного района Арктики: "Льдина, мы знаем, уже раскололась на несколько частей, и это представляет реальную угрозу и экипажу этой станции и тому имуществу, который находится на льдине".
Два года назад, в начале марта, полярников тоже пришлось эвакуировать. Тогда дрейфующая станция "Северный полюс-32" попала в бедственное положение из-за сжатия льда. На этот раз о предполагаемых проблемах было известно заранее. То, что льдина и до июня не доживет, ученым удалось спрогнозировать. Эвакуация займет как минимум пару дней. На борт ледокола потребуется погрузить свыше 170 тонн: научные приборы, средства связи, дизель-электростанции, тракторы, передвижные домики и палатки.
Станислав Румянцев, капитан ледокола "Ямал" (по телефону): "Уже планируем туда вылет на вертолете, для того чтобы подобрать место для швартовки. Вертолет сделал прекрасную разведку".
Сейчас на дрейфующей станции тепло - всего пять градусов мороза. Льдина продолжает таять, но разрушается она пока не так стремительно. По прогнозам, атомоход "Ямал" должен подойти к станции в течение суток, но когда именно - специалисты утверждать не берутся.

