Королю смеха Аркадию Райкину исполнилось бы 95 лет
Знаменитые, засмотренные до характерного треска кинохроники черно-белые кадры. Чудо перевоплощения наяву. Мгновенная смена образа такого широкого диапазона, что просто диву даешься: как сам артист успевает вместе с новой маской перестроиться с одного характера на другой. Вот он лжеученый, вот бюрократ-карьерист, а вот хамоватый водопроводчик.
Над его репризами, монологами и фельетонами всегда хохотали до состояния "Ой-ой-ой". И в 1939, когда молодой Райкин выиграл свой первый конкурс артистов эстрады. И в 80-х, когда на сцену выходил уже глубоко больной актер, и никто в зале этого не замечал.
Смеялись не только из-за того, что можно было безнаказанно поиздеваться над хамами, взяточниками и всеми, кто портил жизнь советскому человеку. А ещe и потому, что невозможно было не смеяться.
Константин Райкин, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Российского государственного театра "Сатирикон" им. Аркадия Райкина: "Когда он улыбался - весь зал улыбался, а когда он печалился - весь зал печалился. Какое-то совершенно невероятное обаяние, какая-то внутренняя невероятная пластичность. С одной стороны, чрезвычайный невероятный темперамент, при этом какая-то мягкость, невероятная какая-то кошачья органика".
Наверно, никого на советской эстраде не слушали так внимательно. Ловя каждое слово, каждый взгляд и каждый жест. Чтобы потом, после спектакля в сотый раз процитировать: "в Греческом зале", "вкус спесфический", и "пускай все будет, но пусть чего-то не хватает". Или просто заметить: "Как сказал Райкин", обращаясь к первоисточнику с необычайным уважением, без намека на панибратство. Вот она удивительная степень интеллигентности и такта, которая заставляла окружающих говорить только на "Вы".
Константин Райкин, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Российского государственного театра "Сатирикон" им. Аркадия Райкина: "При нем люди очень часто испытывали состояние вдохновения. Он не закрепощал людей, а наоборот раскрепощал. Он очень хорошо слушал, увлечено. Он вообще больше предпочитал слушать, чем говорить. Он вообще мало выявлялся в жизни. Он был человеком скромным. Скромность - это была одна из самых ярких черт его характера".
Характера, о котором доподлино известно только одно - он был абсолютным гением, гиганской звездой, которая и спустя 20 лет после исчезновения струит на всех печальный свет своего таланта.

