Русские моряки и спасенные ими американские летчики встречаются спустя 28 лет
Слава Богу, порой даже самые яростные соперники в трудную минуту способны проявлять лучшие человеческие качества – благородство и способность прийти друг другу на помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Именно об этом история, которая произошла 28 лет назад в открытом море, а уже в наши дни продолжилась на суше – про две страны, разделенных океаном и не только и про людей, которых вместе свела судьба.
Эд Кейлор собирается в дорогу: в Москве начинаются съемки очередной программы "Жди меня", - ждут как раз его. Ждут люди, с которыми Кейлор лишь однажды встретился 28 лет назад, в самый ужасный день своей жизни.
Холодный день "холодной войны", когда у американского самолета-разведчика "П-3 Орион", где Кейлор был вторым пилотом, над Беринговым морем, неподалеку от Камчатки, загорелся двигатель, и возгорание потушить не удалось.
Эдвард Кейлор: "Я был из другого экипажа. Подменил заболевшего и отправленного домой летчика. Когда это все началось, первое, что я испытал – злость. Я думал: "Стив Андерсон – это твое место, а не мое! И только потом подумал, что, наверное, умру. Таким страшным было море под нами".
В октябре 1978 года они выполняли рутинное задание. Приписанный к флоту Соединенных Штатов "Орион" с позывными Альфа-Фокстрот, под командованием Джерри Григсби несколько часов летал вблизи территории СССР. Американцы выслеживали и оценивали работу комплексов советской противовоздушной обороны. Один из четырех двигателей летчики заглушили, экономя горючее. Когда его, наконец, запустили для набора высоты и полета на родную базу Адак, он вышел из строя и загорелся. Возникла угроза распространения огня. Был только один – на первый взгляд, безумный выход, - это решение пилота Григсби осталось на пленке записи переговоров с диспетчерами: "SOS. Координаты – 5-2-2-7 север, 1-6-5-5 восток. Истинный курс 1-2-3 градуса. Скорость 1-4-3. Садимся на воду. 15 душ на борту. SOS. Три оранжевых спасательных плота. Три оранжевых спасательных плота. Прием…"
Такого на этом самолете и в этих широтах не делал никто и никогда. Приводниться здесь было бы опасно даже в хорошую погоду. А в тот день был шторм с мокрым снегом и дождем. Высота волн – девять метров.
Самолет тут же начал распадаться на части. Оторвало крыло. Взорвались двигатели. Огонь, дым по всему самолету. Вдобавок он стал быстро наполняться водой.
В тот момент в море не было ни одного американского корабля, способного быстро прийти на помощь. Самое близкое к району бедствия оказалось судно - советский траулер "Мыс Сенявина", который возвращался с путины домой.
Непримиримые противники – Соединенные Штаты и Советский Союз на редкость быстро договорились спасти летчиков вместе. И траулер получил команду развернуться и следовать на помощь по навигации американских пилотов. К тому моменту, когда "Мыс Сенявина" глубокой ночью подошел к дрейфующим в двух милях друг от друга плотам, американцы сидели на них уже 12 часов. А морякам еще предстояло выполнить сложнейшую операцию в штормовом море.
Успели спасти десятерых, их отпаивали чаем с медом. На следующий день ни у одного американца не оказалось даже легкой простуды. Через два дня они оказались в Петропавловске-Камчатском: госпиталь, мигом улаженные формальности, Япония и оттуда – на родину. В США их встретили, как героев. Газеты восторженно отзывались и о моряках "Мыса Сенявина". Все ждали, что они тоже получат, безусловно, заслуженные награды. Но вот тут-то опять началась, лишь на несколько часов прекращенная, ради пострадавших летчиков, "холодная война". Впрочем, президент Картер все же отправил телеграмму с благодарностью экипажу траулера.
Тогда, о дружеской встрече в телестудии через 28 лет, понятно, и не задумывались. Это были бы, мягко говоря, странные фантазии во времена противостояния супер-держав. Но "холодная война" давно кончилась, а вот помогать любому, кто оказался в беде – старый закон моряков и летчиков, действует и сегодня.