«Слышишь, Ленинград, я тебе пою...» Первая попытка понять блокаду в современном кино
С понедельника на Первом канале начинается показ фильма "Ленинград" - это первое за последние 35 лет возвращение к теме блокады Ленинграда в телевизионном кино. Эта картина - попытка понять, откуда люди брали силы и мужество не просто выживать, а бороться, отстаивать город и не пустить врага в Северную столицу.
Фильм снимали 900 дней - столько же, сколько длилась осада города, – подробнее о "Ленинграде" в материале Павла Полуйчика.
В кадре Кирилл Лавров запускает метроном и говорит в микрофон: "Говорит Ленинград. Внимание, воздушная тревога!" (под звуки сирены и метронома).
Лидия Гвоздева, жительница блокадного Ленинграда: "Он так размеренно стучал (стучит по столу). Так. Так".
Бывает, он и сейчас ей снится - этот звук. Четкий, нарастающий и неотвратимый. Как клинья немецких бомбардировщиков в ленинградском небе. В 41-м… 42-м… и 43-м.
Лидия Гвоздева, жительница блокадного Ленинграда: "Но не скажу, что было страшно. Хотя у нас 5 бомб легли вокруг дома".
К трупам на улицах, как и к бомбежкам, 15-летняя Лида привыкла быстро. За зиму. Привыкла к холоду. И к работе на Пролетарском заводе в 2 смены. Но к непрерывному чувству голода, даже во время еды, привыкнуть было невозможно.
Александр Абдулов, исполнитель роли Чигасова в фильме "Ленинград": "У меня товарищ, вот недавно он ушел из жизни, он был блокадник. Где бы он ни был, вот где бы мы там ни обедали, ни ужинали, он съедал всe, еще хлебом вытирал тарелку. Я говорю – Вить, ну вон же еще. Он говорил – нет, я ничего не могу с собой поделать, я так. Вот такая блокада, которая легла ему в голову. Это даже не трагедия, это что-то больше".
Александр Буравский, автор сценария и режиссер фильма "Ленинград": "Голод - это страшная вещь. Это враг, который ест, жрет тебя изнутри. И тебе нужно бороться внутри себя. Битва не меньше, чем битва с немцами в это время. И многие проигрывали эту битву. Мы знали о том, что люди опускались и до звериного уровня во время блокады. Но многие выиграли, большинство выиграло".
Киноэпопея "Ленинград" – это серьезная попытка честно рассказать о трагедии 3-миллионного города. Чьe сердце не переставало биться долгие 900 дней блокады. Несмотря на отсутствие света, тепла и воды. Вопреки непрерывным бомбежки, болезням и 125 граммам хлеба в день на человека.
Джаник Файзиев, продюсер фильма "Ленинград": "Фильм "Ленинград" - это попытка сказать новое слово о войне, потому что удалось добиться такого созвучия, когда каждый, кто будет смотреть этот фильм, волей неволей задает себе вопрос, а что я бы делал на их месте".
В "новом кино о войне" нет выдуманных персонажей и историй. Почти всe основано на реальных событиях. Здесь не встретишь абсолютных героев. Просто кто-то не должен делить паек со слабыми. Он должен искать свою дорогу. "Дорогу жизни" - которую так трудно найти.
А кто-то за банку тушенки и кусок масла скупает картины и драгоценности. Или, сокращая нормы, - ест за троих. Жесткая, и даже жестокая, правда о блокаде. Стоившей жизни почти 2 миллионам ленинградцев.
Александр Филиппенко, исполнитель роли Аркатова в фильме "Ленинград": "Все-таки это было необычное кино для нас. Неким эпосом оно нам казалось. Чуть-чуть приподнято, чтобы обострить незаметные вещи. Ни хлеба, ни воды. Жизни не было. А в то же время были и любовь, и жизнь, и победа".
Победы и любовь. Дожить до которых двум главным героиням "Ленинграда" так же трудно, как контрразведке разоблачить немецкого информатора в коридорах Смольного. Одна из них, в исполнении американской звезды Миры Сорвино, уже и так - официально мертва. Другая, спасая иностранку, рискует всем. Но идет на риск, не в силах предать эту нескладную "инопланетянку".
Ольга Сутулова, исполнительница главной роли в фильме "Ленинград": "Это последняя возможность любить. Это то, что происходит между ними. Моя героиня еe спрашивает: а как мужиков клеить? У неe никогда этого не было, и она никогда больше об этом не узнает".
И все это в отрезанном от внешнего мира городе. Воссозданном на экране с точностью, достойной кадров кинохроники.
Александр Буравский, автор сценария и режиссер фильма "Ленинград": "700 окон в кадре. И чтобы было потушено, весь свет. И окна были заклеены вот этими крестами на случай бомбежки. Ну, не только это, звук. Вы пишете звук, а тут работает сигнализация автомобильная, или проносится троллейбус, где-то мимо съемочной площадки".
Как же дорого далась эта достоверность. И речь не о бюджете – хотя "Ленинград" один из самых дорогостоящих проектов в российском кино.
Джаник Файзиев, продюсер фильма "Ленинград": "В 41-ом году была снежная и очень холодная зима. Во время съемок ровно наоборот - и чтобы допиться этого ощущения, приходилось тратить очень много времени. Так, замороженный мост через Фонтанку, на обработку которого ушло 7 или 8 дней, на экране займет 7 секунд".
Михаил Ефремов, исполнитель роли в фильме "Ленинград": "Целые районы, кварталы Ленинграда были загримированы под войну".
"Загримированный" под войну. Как актер и полноправный член съемочной группы. В этом есть своя правда. Перед командой "мотор" с улицами, домами и городскими пейзажами работали, как… с иными иностранными актерами. Так же вдумчиво, долго и скрупулезно. И самые строгий зритель все это уже оценил.
Лидия Гвоздева, жительница блокадного Ленинграда: "Всe то же, и всe так же. Ну, фильм, конечно, сконцентрирован, но главное – все там.
- А вот Вы смотрели фильм - плакали?
- От начала и до конца".
Валентина Матвиенко, губернатор г. Санкт-Петербург: "Переживаешь с самого начала и до конца. Ты сопереживаешь всему происходящему на экране. Оно задевает за душу, за живое. Здорово, что "Первый канал" вернулся к этой теме".
Когда в Музее блокады Ленинграда на днях ветеранам демонстрировали первую серию фильма, многих душили слезы. Где-то по рядам передавали валерьянку. Воспоминания взволновали зрителей. И все же от них не ускользнуло кое-что важное. На экране шло крайне интересное и совершенно не пафосное кино. О самых простых человеческих качествах, спасающих в самых нечеловеческих условиях.

