Парад на Красной площади в 1945 снимали 16 фронтовых кинооператоров
В июне 1945 года у ворот Спасской башни фронтовой кинооператор Михаил Посельский снимал выезд Жукова. Это знаменитый кадр.
И только если остановить плeнку, видно то, что старались лишний раз не показывать - работу кинооператора и ассистента. 16 операторов на чeрно-белую и цветную плeнку фиксировали триумфальный Парад Победы. Семeн Школьников прошeл с кинокамерой всю войну. Снимал бои в Белоруссии и Югославии. А за полчаса до Парада его камера сняла десятки лиц победителей - суровых и вдумчивых, мужественных и восторженных, счастливых и усталых. Даже в той безумной спешке операторы не могли снять плохо. Ловили самое интересное - как готовятся к Параду на Манежной площади, как восхищаются и ликуют трибуны. Детей тогда было вдвое больше, чем взрослых. Под дождeм маршировали 40 тысяч человек. Их снимали, не останавливаясь. На одной из пленок видно, как оператор укрывает камеру плащом. Никаких накидок не было, а брак не могли и представить. Оператору, стоящему у Мавзолея, ничего нельзя упустить. Другой оператор бежит, обгоняя всадника Жукова, и всe-таки успевает снять несколько секунд приветствия. А бесценного исторического кадра могло вообще не быть. О том, что немецкие знамeна бросят к Мавзолею, никто из операторов заранее не знал. Объектив успел повернуть ассистент, но в кадр попали головы журналистов. Плeнку сначала забраковали, а потом всe же вклеили в фильм. Всего через неделю после съeмок, смонтированный и озвученный фильм "Парад Победы", уже показывали в Кремле на закрытом показе для Сталина. Вождь лично решал судьбу такого важного для страны фильма.
После просмотра, когда зажгли свет, Сталин спросил у министра кинематографии Большакова: "Почему в картине показаны не все командующие фронтами? Куда делись Баграмян и Ерeменко?" Не зная, что и ответить, министр пообещал срочно исправить политическую ошибку и вставить кадры с генералами. Таких кадров в рабочих материалах просто не было. Кинооператоры успели снять только маршалов - на генералов не хватило времени. Пришлось ехать в Краков и Ригу. Принципиального и жeсткого Ерeменко тогда чудом уговорили надеть мундир и постоять несколько секунд для съемок фильма. Если внимательно присмотреться, видно, что кадры с генералами отличаются от остальных. Но для зрителей - уже больше 60 лет - это совсем не важно. Военные кинооператоры прошли войну бок о бок с бойцами и партизанами. Сегодня живы всего четверо фронтовых операторов, из них - трое снимали Парад Победы. Ни разу не выстрелив на войне, кинооператоры до сих пор своими кадрами сражают наповал. Они отсняли сотни километров киноплeнки, чтобы другие помнили, что такое бывает не только в кино.

