В Москву из Соловецкого монастыря привезли Большой поклонный крест
На Москве реке состоялся Крестный ход в память о жертвах сталинских репрессий. Затем в Новоспасском монастыре начнется всенощное бдение, а затем будут отслужены божественная литургия и панихида по погибшим в 30 годы прошлого века.
Утром Крест установят в Бутове, где 70 лет назад были расстреляны десятки тысяч человек.
Репортаж Александра Казакевича.
Баржа с поклонным крестом вошла в воды Москвы реки накануне скорбного юбилея - 70-летия первого расстрела в 37-м году на полигоне в Бутове. Маршрут - мимо Храма Христа Спасителя, Мимо Кремя, через всю столицу - в южный порт под колокольные звоны всех прибрежных храмов. Крестный ход по водам совершается в память массовых бутовских захоронений и расстрелов. Архимадрит Закхей, представитель Американской православной церкви в Москве: "Это смерть простых людей была самой страшной в истории русского христианства".
Никто на Соловках не знал, каким должен быть крест для Российских новомученников. Григорий Кожохарь - самый известный резчик по дереву на русском севере. Обратились к нему: надо создать достойную работу для мучеников двадцатого века, а какой она будет - решай сам. Это был девятнадцатый его крест. Он сделал его самым мощным, самым большим в России, почти двенадцатиметровым, двусторонним, соединившем символику разных веков христианства и образ поморских крестов. И в двухнедельный крестный ход со своим крестом он отправился вместе. Из Соловков, первого концетрационного лагеря в стране, через балтийские каналы, где несправедливо осужденные приносили свои жизни в жертву системе.
В России так много мест, которые были свидетелями нечеловеческих страданий, что трудно определить, где их наивысшая точка. Поэтому самый большой поклонный мест отправился в путь, чтобы связать воедино Голгофу Соловецкую и Голгофу Бутовскую.
Для пассажиров этого крестного хода новомученники не просто страдальцы из прошлого столетия, а реальные люди с реальными судьбами: профессор Иван Попов, мученица Анна, священномученники Афанасий, Амворосий, Аркадий. Зинаида Иноземцева сначала собирала данные о них, как работник архива, а теперь ее исследования легли в основу житий этих людей. Комиссия по канонизации, чтобы принять свое решение изучала материалы допросов, и еще вот эти предсмертные фотографии, которые делали в тюрьмах, перед отправкой на полигон в Бутово на расстрел. "Когда фотографировали человека, он знал - это паспорт на расстрел. Но посмотрите, какие светлые глаза, какие лица у этих людей", - говорит она.
Дед отца Кирилла, настоятеля Бутовского храма тоже был расстрелян на этом полигоне. Только в 37 году здесь уничтожили двадцать одну тысячу человек. Из них тысячу - за веру. 323 из них были канонизированы. Протоиерей Кирилл (Коляда), настоятель храма Новомученников в Бутове: "323 человека причислены к лику святых. Нам нигде не явлено такое количество святых в одном месте".
В южном порту московское духовенство встречает крест в пасхальных одеждах. Георгий Кожокарь теряется перед торжественностью службы и немного в стороне рассказывает, что этот крест действительно особенный. Только дерево для него подбирали по всей стране: "Вот это осина, а вот это сибирский кедр, здесь сосна".
Из баржи - на автомобильную платформу. До Бутова крест будет теперь добираться на ней. До всенощной он пробудет еще в Москве, а уже ночью перед отправкой на бутовский полигон, с ним сделают символичный круг вокруг столицы по кольцевой автодороге и утром нового дня крест установят на Русской Голгофе.

