В латвийской столице всe реже можно встретить трубочистов
Трубочисты давно стали символом Риги с ее старинными дымоходами на крышах. Ведь и сейчас, как сотни лет назад, они поднимаются наверх без всякой страховки, с инструментами, которые были в ходу еще в средние века.
Репортаж Галины Филоненко.
Сначала из люка появляется цилиндр, а потом и он сам – прямиком из сказки Андерсена на крышу в современной Риге: мундир с золотыми пуговицами, руки испачканы в саже. Немецкий трубочист Мартин по крыше идет с некоторой опаской. Старые дымоходы порой в таком состоянии, объясняет его латвийский коллега, одно неверное движение, и твое дело – труба.
Райтис Зариньш, трубочист: "Думаешь, что труба, на которую ты наступил, целая, а внутри она уже рассыпалась... И ты со всеми кирпичами оказываешься на крыше".
Обмен опытом на высоте нескольких десятков метров. Их главные инструменты, как и много лет назад: металлический шар на длинной крепкой веревке – пробивать дымоход, щетка-ерш для чистки труб и совок для золы. И как в старину на самых высоких и крутых крышах работают без страховки.
Райтис Зариньш, трубочист: "Если я привяжусь, я буду 2-3 часа больше мучиться, чтобы закрепить эту веревку через все эти провода".
С высоких крыш открываются роскошные виды. Эта профессия так романтична и так опасна. Поэтому трубочисты всегда работают в паре: один чистит дымоход, второй страхует.
Уже лет 10 каждую осень трубочист Анатолий Люль проверяет трубы в церкви святой Троицы. С началом отопительного сезона работы невпроворот. А трубочистов на всю Ригу – около полусотни. Молодежь в профессию не идет – деньги небольшие, а работа грязная. И вредная: из-за постоянной пыли легкие страдают больше, чем у курильщиков. Наверное, к старости становлюсь сентиментальным, шутит Люль, работать тяжело, но спускаться на землю не хочу.
Анатолий Люль, трубочист: "Людям добро делаешь, тепло делаешь. Без трубочиста как?"
Варис Вилцанс хоть и не стал актером, знаменит на всю Латвию. Потомственный трубочист, в профессии уже 51 год. Когда в Риге решили поставить памятник трубочисту, за все тепло, которое Варис подарил городу, запечатлели в бронзе его образ. Вот только передать свои знания некому – в семье Вилцанса одни дочки.
Варис Вилцанс, трубочист: "Физически трудно. И понимаете, по улице идя, всегда тебя дергают, а если дама будет – вообще не отстать от преклонников".
А преклонники, то есть поклонники действительно одолевают. Старинная примета: потрогаешь трубочиста за пуговицу – и будет тебе счастье. Варис жалуется иногда на излишнее внимание, но каждый день не забывает начищать пуговицы до блеска. Иначе не впитают солнечный свет и потеряют свою магическую силу. А без волшебства настоящим трубочистом никогда не стать.

