Детское самолюбие. Как его правильно разжечь? А что может уронить самооценку?
Что такое конкурентная борьба, поражение и успех, наши дети узнают, наверное, непозволительно рано.
Чрезмерно амбициозные родители облагают несчастного ребeнка таким оброком ответственности за регулярные победы в спорте, исключительно "пятeрки" школе и т.д.
Это не только лишает беззаботности в юные годы, но и закладывают мучительные проблемы в его будущую взрослую жизнь.
Репортаж Елены Борисовой.
Идея красоты и собственного превосходства здесь буквально витает в воздухе - шестилетние девочки готовятся к конкурсу "Маленькая Мисс Красноярск".
В этом детском мире нет беззаботности и уменьшительно-ласкательных тонов. Арина теперь умеет ходить от бедра, смеяться, когда грустно и целоваться, не чмокая.
На подиуме детская соревновательность перерастает во взрослую конкуренцию. Вот маленькой принцессе шепнули обидное слово. На одну соперницу становится меньше.
Этого никто не замечает, ведь за кулисами только и говорят про модельную внешность и головокружительную карьеру.
Ирина Грошева, тренер: "Это, наверное, наша жизнь. И с самого маленького возраста дети вступают в эту жизнь, вступают в конкуренцию, ну, и этим самым они становятся лучше тех, кто сидит дома".
Наталья из Ульяновска только в 30 лет узнала, что такое нездоровая конкуренция. Мать двоих детей недавно переквалифицировалась в третейского судью. И теперь для неe главное вовремя сказать "брэк" и развести соперников.
Наталья Лейнерт, мама Славы и Леры: "Если один разговаривает с мамой, другому тоже обязательно нужно появиться на горизонте, всячески отвлечь. Стараемся этот вопрос решать обоюдно".
Когда войны за игрушки или родительское внимание принимают не детский оборот, приходится привлекать тяжeлую артиллерию.
Семья Лейнерт теперь посещает психолога. Редкий случай, когда Слава и Лера ведут себя, как на пионерском утреннике. Обычно скандалят или делят имущество.
Слава Лейнерт: "Например, вот я беру игрушку. И ей обязательно надо эту же. Я ей говорю: "На! Забери своe!". Она всегда кричит: "Почему ты берeшь мои игрушки". На всю квартиру".
На самом деле конкуренция - это почти что репетиция перед генеральным выходом, считают психологи. Так дети привыкают жить по законам взрослого мира.
На тренингах их учат соревновательности, но без крайностей. Ведь если верить практической психологии, получил, например, звание лидера в классе, вырос - и стал уважаемым человеком.
Елена Ливанова, доктор педагогических наук: "Без этого ребeнок тоже не может развиваться. Он не может никуда развиваться. Только не надо здесь вот так говорить: "А вот сосед Петя лучше бегает!". Надо сказать: "Смотри, как замечательно бегает сосед Петя. Давай и мы попробуем, может быть, и у нас получится".
Классический пример здоровой соревновательности: 13-летнего Сашу соперник Арам укладывает на лопатки. Противники они только на ринге, а за пределами зала приятели.
Саша Шубаев: "Когда выходишь на ковeр, думаешь выиграть его. Выйти в финал. А там дальше уже будут выше соревнования. И по уровню, и по мастерству".
Этот тот случай, когда за право называться победителем можно бороться только по правилам. Иначе - жeлтая карточка судьи.
У Саши уже 58 наград, он хотел бы стать чемпионом всероссийских соревнований по греко-римской борьбе, но не любой ценой. Именно здесь Саша понял, где заканчивается спортивный ринг, а где начинается обычная жизнь.
Большинство родителей очень неосторожно обходятся с такой хрупкой вещью, как самолюбие ребенка. Уберечь нас от ошибок с непредсказуемыми последствиями, обещала психолог Наталья Олюнина.
Ведущий: Предположим, сын, или дочка один из худших учеников в классе. Как должны взрослые поступать в этой огорчительной ситуации, ну, чтобы не сделать еще хуже?
Гость: Я бы посоветовала разобраться в этой ситуации. Причин очень много. Это может быть несформированное умение ребенка в принципе учиться. Это может быть несформированная, как это называется, мотивация. Это может быть куча других вещей, вплоть до ну, неврологических проблем.
Ведущий: А как дети воспринимают эту ситуацию? Что они отстающие.
Гость: Ну, вообще никакому ребенку эта ситуация не нравится. Они все нацелены на самом деле на успехи в учебе и такая ситуация, что ребенку все равно как он учится это практически нереально. Если ребенок так говорит, что мне все равно, скорее всего, это вот как раз те самые проблемы с самолюбием, которые он пытается таким образом решить.
Ведущий: Какую нагрузку испытывают отличники? Ведь они должны, они как поднялись на этот уровень и должны его все время поддерживать, оставаться на нем. Если что, они очень расстраиваются.
Гость: Как правило, родители очень поддерживают в своих детях стремление к отличничеству. Ну, для них это некоторый знаете такой ярлычок "хорошие родители". Если мой ребенок отличник, значит со мной все в порядке, как с родителем, и мало кто спускается на уровень ниже и думает о том, что, ну, как, чем это, что стоит ребенку вот быть отличником. Если для них важен счастливый и здоровый ребенок.
Ведущий: Успешный в будущем.
Гость: Ну, да, успешный в будущем, многие вещь связывают успешность в будущем именно с оценками, с красным дипломом в институте и так далее. Ну, боюсь, что, на мой взгляд, такая позиция не поможет вырастить здорового в своей самооценности человека.
Ведущий: Переносимся из класса в семью. Брат, сестра разного возраста, как здесь не повредить самооценке ребенка?
Гость: Обязательно уделяйте своему старшему ребенку какое-то очень специальное время, путь это будет там 10, 15 минут, пол часа, но то время, которое вы посвятите только ему и в которое он будет чувствовать, что вы, ну, то есть родитель, безраздельно принадлежите ему самому. Это может быть просто разговор перед сном, это может быть почитать книжку, буквально так.
Ведущий: Нужно ли старшего ребенка привлекать к воспитанию, обслуживанию младшего, вменять ему какие-то обязанности?
Гость: Зачем?
Ведущий: Ну, во-первых, переложить часть своих каких-то забот на старшего ребенка. Во-вторых, его привлечь как-то может быть показать ему, что семья, общность какую-то показать.
Гость: Чтобы показать общность, это очень хорошая, наверное, причина. Хотя я бы рекомендовала родителям понять, что ими движет в этот момент. Если они действительно хотят переложить часть своей, ну, просто тяжело, переложить часть там заботы на ребенка. Ну, это, наверное, будет не очень здорово.
Ведущий: И такая еще ситуация, в школе у ребенка не очень ладится. Мы не хотим его переводить в другую школу, хотим, чтобы здесь учился. Можем ли мы поднять самооценку какими-то другими способами. Ну, допустим, отвести в какой-то вид спорта, где у него будет получаться.
Гость: Когда у ребенка не ладится что-то в школе, это все-таки ну, основная такая область его деятельности на этом этапе и полностью скомпенсировать там танцами, или спортом, но редко удается, наверное. Но пробовать можно. Хотя сказать, что это панацея, я бы не взялась.
Ведущий: Большое спасибо, Наталья Александровна. Опытный психолог Наталья Олюнина объяснила нам, как ненароком не уронить самооценку детей. А наоборот подтолкнуть к их пока еще маленьким, но победам.

