В Уфе в интернате для слепых и слабовидящих детей работает уникальный педагог
Как выжить в мире нескончаемой тьмы? Об этом воспитанникам интерната для слабовидящих и незрячих детей в Уфе рассказывает поистине уникальная учительница. Она собственной жизнью доказала, что слепота - не помеха целеустремлённому человеку. Энергией и оптимизмом педагог заражает и своих учеников.
Репортаж Дмитрия Толмачева.
День Дамиры Батраченко расписан буквально по минутам. Сборы почти закончены. Впереди - долгая дорога в школу.
В большой даже по учительским меркам сумке - темы сегодняшних уроков. На языке Брайля одной только теории вероятности - целых семнадцать томов. В другую руку привычно лягут палочка и собачий поводок.
В 5 "А" классе специальной коррекционной школы едва наберется десяток учеников. Ко всем нужен персональный подход. Литерой "А" - здесь обозначают класс полностью незрячих детей. Дамира Минишевна вот уже тридцать пять лет занимается только с такими.
Асия Закирова, заместитель директора Уфимской коррекционной школы-интерната №28: "Она не только дает знания, она готовит детей к жизни".
В родной, единственной на всю республику, коррекционной школе для слепых и слабовидящих, фотография Дамиры Батраченко - на доске почета лучших выпускников. Физико-математический факультет она заканчивала в обычном педагогическом университете. Среди девяти золотых медалистов за всю историю школы пятеро - ее ученики.
Ислам Баротов, ученик Уфимской коррекционной школы-интерната №28: "Из всех учителей дети ее больше всего понимают. Она и математике учит, и о будущем незрячих думает. Вот меня наставляла на правильный путь".
Программа по математике для незрячих - такая же, что и для обычных детей. Но система изучения гораздо сложнее. Книги на Брайле, говорящие калькуляторы и множество других приспособлений, которые этим детям заменяют картинки в учебниках.
Некоторые пособия по математике здесь почти такие же, как и в обычных школах. Только приставка - наглядные - в этом случае неуместна. И алгебру, и геометрию дети тут изучают наощупь. Шар в сечении и конструкция, иллюстрирующая теорию о трех перпендикулярах - ее сделали сами школьники. На вид неказиста, зато так запоминается лучше.
Пока идет урок, лабрадор Марта тихо дремлет в уголке. На переменах поиграть с ней приходят дети младших классов. К такой жизни собака, похоже, уже привыкла. Впереди - дорога домой, поздний обед и вечерняя прогулка.
Завтра все повторится сначала. В девять утра ученики сядут за парты. А значит, урок начнется, как всегда, вовремя.

