Руководство столичной ГАИ наказано за «живой щит» на кольцевой автодороге
Скандал с "живым щитом" на московской кольцевой дороге сегодня вылился в целую серию жестких оргвыводов. Уволен командир полка ДПС, чьи подчиненные пытались из машин с людьми сделать ловушку для автомобиля с преступниками. Объявлен строгий выговор начальнику ГАИ столицы. И, кроме того, расследуется уголовное дело.
Пост ДПС всего в полукилометре от того места, где 5 марта сотрудники ГАИ выстраивали "живой щит" из проезжавших мимо автомобилей. Таким образом пытались задержать воров-борсеточников. Сегодня их всё-таки поймали. На этот раз - строго по инструкции.
Тем временем постройкой "живого щита" для поимки воров заинтересовался Следственный комитет при прокуратуре. После проверки следователи возбудили уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями сотрудниками ГАИ. Сегодня же стали известны первые результаты внутреннего расследования, проведенного МВД.
Рашид Нургалиев, глава МВД: "Начальник полка патрульно-постовой службы и ДПС отстранен от занимаемой должности, руководителю ГИБДД города Москвы объявлен строгий выговор. По материалам Следственным комитетом возбуждено уголовное дело. Я думаю, что мы принципиально по этому вопросу разберемся в ходе служебной проверки, и я думаю, что мы доложим о том, как это получилось, кто здесь виновен и почему наши граждане оказались в заложниках именно такой непростой ситуации. Это недопустимо, это непрофессионально, и руководители должны знать, что за каждую операцию, за каждое действие они несут персональную ответственность".
"Живой щит" на МКАД сегодня обсуждали и в Государственной Думе. Парламентарии взяли расследование под свой контроль. Но уже сейчас депутаты многие пытаются понять, почему, задерживая преступников, сотрудники ГАИ решили нарушить инструкции и подвергли опасности жизни людей? Тем более, что, как говорят очевидцы, в одной из машин, из которых строили "живой щит", находилась беременная женщина, её везли в роддом.
Александр Гуров: "Институт крайней необходимости - он здесь фифти-фифти, не подходит. И потом, действовали не совсем грамотно, не совсем, я бы сказал, культурно. Потому что надо было людям объяснить, не надо было ничего отбирать, вот так по-хамски себя с ними вести, потом, когда закончилось всё, надо было как-то объяснить, пообещать возмещение материального ущерба, а от них просто отмахнулись".
Четкие инструкции, как действовать, если нужно остановить машину с преступником за рулем, есть в дорожной полиции всех стран мира. Вот, например, как действуют американские полицейские. Тоже заграждение из автомобилей, но только полицейских, один из сотрудников, рискуя жизнью, подбрасывает под колеса так называемый "скорпион" - ленту с шипами. Через несколько сотен метров автомобиль беглеца сносит с дороги.
Пост ДПС расположен недалеко от того места, где сотрудники ГАИ строили заграждение из проезжавших мимо машин. Здесь, как и на каждом посту, есть ленты с шипами, и сотрудники ГИБДД должны знать, как и в каких случаях их можно использовать.
По той же инструкции, чтобы остановить машину, сотрудники ГАИ могли выстроить заграждение из автомобилей, но только грузовых, и - самое главное - в автомобилях не должно было быть людей.
Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы: "Нам сегодня говорят, что не было времени для того, чтобы использовать грузовую технику, чтобы привлечь побольше машин со световыми сигналами. Но это не освобождает от ответственности тех должностных лиц, которые вовлекли участников дорожного движения вот в эту ситуацию".
Кроме того, юристы уверены: все водители, которых утром 5 марта выстроили в заграждение на МКАДе, должны были просто отказаться выполнять распоряжение сотрудников ГАИ.
Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев: "Очевидно, оно было незаконным. Можно было сказать: уважаемый товарищ инспектор, я не имею права нарушать правила дорожного движения, ставить машину посреди дороги, на МКАД вообще можно останавливаться только в специально отведенных местах. Если есть ко мне вопросы, будьте любезны, я оставлю машину на обочине, приходите, будем разбираться, вот вам мои документы".
А вот как владельцам разбитых машин будут выплачивать компенсации, пока не совсем понятно. Оба автомобиля не были застрахованы. Пока в столичной милиции предлагают отремонтировать машины на собственной станции техобслуживания.
Впрочем, некоторые из автомобилистов намерены потребовать от сотрудников ГИБДД возмещения не только материального, но и морального ущерба. За то, что им пришлось поневоле стать частью "живого щита" на скоростной трассе.

