Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
25 апреля 2010, 21:20

Трудное возвращение из Европы и новые угрозы исландского вулкана к майским праздникам

На этой неделе пепел от исландского вулкана оставался в центре внимания мировой прессы - куда улетело облако, будет ли новое и главное, кто и когда теперь долетит вовремя до дома на самолетах. Самое время взвесить все риски задержки рейсов накануне майских праздников, когда поток путешественников возрастает в несколько раз.

В итоге - сотни тысяч сутками томившихся в аэропортах пассажиров, убытки авиакомпаний, и понимание, что в Европе вообще нет единого центра по действиям в чрезвычайных ситуациях. Исландский вулкан оказался для Европы страшнее глобального потепления. Потому что потепление - абстракция, а транспортный хаос - конкретная проблема.

Неделя без авиации в Европе запомнится тысячам пассажиров, застрявшим между небом и землей. Когда в лучшем случае аэропорт похож на полевой госпиталь, а в худшем - на ночлежку.

За эту неделю пассажиры разделились на 2 группы. Одни ждали в аэропорту, другие, как герои Жюля Верна в романе "Вокруг света за 80 дней", пытались доплыть, доехать, любой ценой добраться до дома. Чтобы вернуться домой нужно было не просто проявить изобретательность, но и потратить немало денег. Прокат машины - 3000 евро в сутки. А билет на автобус, например, от Парижа до Москвы - 400 евро.

Визы у туристов заканчивались и те невольно становились нелегалами. Новые законы придумывались на ходу. А существующие зачастую не выполнялись. Форс-мажор, который прописан в каждом контракте и на каждом авиабилете, казался таким фантастическим сценарием, что когда он случился, система дала сбой.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: "Эта беспрецедентная ситуация сразу высветила ряд проблем, причем проблем системных, которые видимо все-таки должны как-то быть предусмотрены".

Каждый день без авиации стоил Европе 600 миллионов евро. Немецкая "Люфтганза" не выдержала и отправила в небо самолеты-разведчики.

Клаус Вальтер, представитель авиакомпании "Люфтганза": "Мы сделали несколько испытательных полетов на грузовых самолетах и пассажирских лайнерах, без людей. Никаких признаков пыли в двигателях мы не обнаружили. Политики должны, наконец, принять во внимание эти данные".

Несколько пробных полетов успокоили европейских чиновников, хотя вряд ли это можно считать полноценными испытаниями. Все двигатели, которые сейчас стоят на самолетах, сначала проходили испытания на земле. Это возможно в специальной термобарокамере, куда помещают двигатель и имитируют полет. Здесь можно создавать и экстремальные условия: снег, дождь, град, сильный ветер, обледенение. В турбину даже забрасывают тушки птиц. Но вот испытания в условиях вулканической пыли никогда не проводились, как будет вести себя двигатель - неизвестно.

Все, что мы знаем о вулканических облаках, - это печальный опыт. В 1984 году у "Боинга-747" в небе над Джакартой из-за пепла остановились все 4 двигателя. Самолёт тогда чудом удалось посадить.

Тимур Нуруллаев, сотрудник Центрального института авиационного моторостроения: "К сожалению, эта пыль обладает очень высокими адгезионными свойствами, то есть она хорошо прилипает к деталям. Снять ее очень сложно, двигатель отправляется в ремонт обычно".

На этой неделе, когда европейские аэропорты еще были закрыты, английские журналисты облетели исландский вулкан по кругу на вертолете. Многим это показалось еще одним доказательством безопасности полетов. Но авиаконструкторы лишь напомнили, что вертолетный двигатель изначально приспособлен для полетов в пыли.

Тимур Нуруллаев, сотрудник Центрального института авиационного моторостроения: "Специальное профилирование деталей двигателя, применение специальных износостойких покрытий, и как самое эффективное - пылезащитные устройства, которые позволяют сепарировать пыль из воздуха, поступающего в двигатель".

На переоборудование всех пассажирских лайнеров могут уйти годы и к летнему туристическому сезону авиаконструкторы вряд ли успеют. Маленький исландский вулкан слишком дорого обходится миру. А главное - не собирается прекращать работу.

Генрих Штейнберг, директор института вулканологии и геодинамики РАЕН: "Я полагаю, что еще несколько месяцев он будет извергаться".

Вулкан Эйяфьядлайокудль ученые называют просто "Большой Э". Он так сильно пылит из-за того, что в горячую лаву падают куски ледника. На этой неделе вулканологи начали думать: как бороться с исландской пылью. Академик Штейнберг, один из самых известных в мире исследователей вулканов, предлагает организовать взрыв и обвалить ледник.

Генрих Штейнберг, директор института вулканологии и геодинамики РАЕН: "Бурится серия скважин, закладывается взрывчатка и проводится взрыв, который обрушает часть".

О том, что небо над Европой начинают открывать, многие россияне узнали, когда уже были в пути на родину. Ветер подул в сторону от Европы и пыль рассеялась. Те, кто ждал вылета в аэропорту, встретили эту новость овациями.

Неделя без авиации запомнится туристам надолго. Кто-то понес убытки, кто-то заработал, а кто-то пережил настоящее приключение. Пара молодоженов из Словакии опоздала на собственную свадьбу, но решила ее не отменять и поженилась в Тайване, прямо в аэропорту. Родственники смотрели трансляцию церемонии через Интернет. Британские туристы впервые в жизни возвращались из отпуска в Испании на настоящем военном корабле.

Американка Кейт Гэш - одна из многих, кто в эти дни дал в Интернете объявление: "Если ваш рейс задержали - можете пожить бесплатно у меня".

Кейт Гэш: "Мой дом, конечно, очень маленький, но это лучше, чем спать в аэропорту на полу. Я подумала, что смогу помочь людям, а получилось, что нашла новых друзей".

Датский музыкант, рок-звезда Дэтс Лэнгер, из-за отмены рейсов застрял в Риме. Об этом написали газеты, и фирма такси из Копенгагена бесплатно отвезла артиста на родину. 2 тысячи 200 км. За это Дэтс Лэнгер обещал дать концерт на корпоративной вечеринке.

Но самое главное - эта неделя дала понять: кто есть кто в туристическом бизнесе. По российскому закону, за форс-мажор турфирмы не несут ответственности.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: "Подавляющее большинство, то есть костяк фактически турбизнеса, проявили себя не по букве закона, а сказать так, по-человечески, по совести. Авиакомпания "Аэрофлот" сработала просто героически. Они действительно показали себя как национальный перевозчик".

Ради репутации компании шли на убытки. И теперь ждут, что в этом туристическом сезоне они окупятся. Но дать гарантии, что европейские аэропорты снова не закроются, не может никто. Пока "Большой Э" извергается, вся европейская цивилизация кажется маленькой и хрупкой.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей