Белорусская оппозиция требует возбудить уголовное дело с выходом фильма «Крёстный батька»
Белорусская оппозиция потребовала возбудить уголовное дело в связи с выходом на телеэкраны фильма, где речь идёт о возможной причастности руководства страны к громким исчезновениям людей, среди которых есть и наш коллега.
По мнению белорусских оппозиционеров, Генеральная прокуратура Белоруссии должна хоть как-то отреагировать на показанный телеканалом НТВ документальный фильм "Крёстный батька". Пока же никакой правовой оценки: причастен ли нынешний президент Белоруссии Александр Лукашенко к похищениям и убийствам политиков и журналистов прокуратура не дает.
Странное поведение белорусских правоохранительных органов, никак не отреагировавших на сенсационные разоблачения в фильме, по мнению белорусских демократов, связаны как раз с тем, что 11 лет назад все эти люди исчезли по приказу Лукашенко.
Анатолий Лебедько, лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии: "В нормальной цивилизованной стране прокуратура должна была возбудить уголовное дело по факту самого фильма. Мы намерены обратиться в европейский парламент на предмет проведения специальных парламентских слушаний о преступлениях, которые были совершены в Белоруссии".
Действительно, никакой официальной реакции на разоблачительный фильм в Белоруссии не последовало. Правда, весьма неожиданно адвокатом Александра Лукашенко выступил Михаил Саакашвили. Тот самый Саакашвили, который еще недавно критиковал белорусского президента за диктатуру и даже посылал в Минск спецгруппу. О ее разоблачении белорусские спецслужбы доложили накануне выборов 2006 года, обвинив "людей Саакашвили" в подготовке в Белоруссии революции по сценарию тбилисской революции роз.
Михаил Саакашвили: "Ну, во-первых, хочу сказать, что у Грузии огромные симпатии в белорусскому народу. И, действительно, если есть европеизированная нация, то это Белоруссия, конечно. И вдруг обнаружили, что в 90-х годах людоеды развелись в Минске. То, конечно, - это печально. И это определенный привкус имеет. Очень трудно объяснить, почему вдруг вспомнили, что в 90-х годах были проблемы".
Проблемы, о которых с улыбкой говорит Саакашвили, это пропавшие без вести несколько десятков политических противников президента Белоруссии: вице-спикер белорусского Верховного Совета Виктор Гончар, бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, наш коллега, телеоператор и бывший личный оператор Лукашенко Дмитрий Завадский, а также общественный деятель Анатолий Красовский.
13-минутное "Актуальное интервью" Саакашвили, именно так называлась передача государственного белорусского телевидения, было показано накануне. Большая часть разговора, исключая первый вопрос о том, "чем гордится Саакашвили", и последний "о вкусных хачапури", речь шла вовсе не о Белоруссии и Грузии, а о российско-белорусских отношениях.
Выступление адвоката Лукашенко Саакашвили российские политики не оценили. Отреагировав на него предельно жестко.
Борис Грызлов: "Что касается президента Грузии Саакашвили, то я думаю, всем понятно, что нам с ним лично говорить не о чем, и любая тематика, связанная с улучшением отношений между Россией и Грузией, возможна только при смене президента. А то, что ему предоставили право выступить по телевидению Белоруссии, я расцениваю как недружественный шаг по отношению к России".
Геннадий Зюганов: "Что касается приема Саакашвили в Белоруссии - это вопрос к белорусской стороне, я могу выразить только сожаление, что человека, у которого по локоть руки в крови, принимают в братской Белоруссии, которую я очень люблю и уважаю. С другой стороны, мы недавно видели, что мадам Хиллари объехала всю Восточную Европу и весь Кавказ, продолжает сколачивать антироссийский блок, начиная от Прибалтики, кончая Грузией, и ничего нового в этом нет".
Владимир Жириновский: "Это два человека, которые, конечно, нанесли максимальный вред на постсоветском пространстве. Оба незаконно находятся у власти путем давления, шантажа, подавления силового оппозиции. И в Грузии трупы, и в Белоруссии трупы. И в Грузии закрывают газеты, телевидение, и в Белоруссии. То есть два диктатора: один на Кавказе, другой здесь, на границе с Польшей. И они рыбак рыбака видит издалека. Лукашенко понимает, что ему конец. Но Бакиев к нему прибежал, сейчас в Турцию убежал. А Лукашенко куда поедет? Только в Тбилиси. Его негде не примут. Поэтому они и встречаются сейчас. И Саакашвили понимает, что ему придется бежать. Вот так они друг друга поддерживают, чтобы в будущем иметь возможность отхода".
Сам Александр Лукашенко демонстративно о фактах, показанных в фильме, прилюдно не говорит. Но сегодня в Гомельской области, куда он по сообщениям Белорусского информационного агентства, поехал знакомиться с технологией плющения зерна, он рассказал фантастические вещи.
Александр Лукашенко: "Они кричат, что не будут транспортировать газ и нефть по нашим трубопроводным системам, то господь с ними. Придет нефть другая в эти трубы, придет газ другой и пойдет в Европу. Какие проблемы?!"
Проблема в том, что, похоже, Лукашенко забыл, что труба принадлежит по соглашению Газпрому и идет она из России, так что повернуть ее в другую сторону просто невозможно.
Заигрывать с Саакашвили, равно, как лепить из России в глазах своих граждан образ врага, по мнению международных политологов, Лукашенко начал неспроста. Через год в Белоруссии выборы. И Лукашенко старается сделать все возможное, чтобы остаться у власти.
Давид Креймер, главный эксперт по странам восточной Европы аналитического центра имени Джоржа Маршала: "Его приоритет - это остаться у власти., контролировать все. Он постоянно жонглирует своими тактиками, чтобы остаться у власти, удерживать контроль в своих руках, в правительстве, в стране. Один день он дружит с Россией, другой не дружит. Также он ведет себя с Западом. Вместо того, чтобы сказать представителям Евросоюза, что он готов сотрудничать с ним, он сказал, что не будет плясать под их дудку. Он, безусловно, умен, но диктаторская жилка и желание остаться у власти, затмевает весь здравый смысл".
Александр Рар: "У него очень сложная ситуация, потому что, естественно, на Западе его считают кто-то авторитарным лидером, кто-то диктатором. Ему нужно будет пройти через год очень сложные президентские выборы через год и если у него опять не будет альтернативных кандидатов, под цензурой СМИ, и оппозицию будет не допускать к ТВ, то, я думаю, он опять закроет себе все возможности работать с Западом, Европейским Союзом".
Впрочем, последние указы Лукашенко говорят об обратном. Цензура в Белоруссии становится только жестче. С 1 июля Интернет в этой стране под жестким контролем государства. Отныне законно можно блокировать доступ к информационным ресурсам, которые власти посчитают экстремистскими.
И 1 же июля принят новый закон Белоруссии "О психологической помощи". По одной из статей этого закона, врачам вменяется в обязанность нарушать клятву Гиппократа. Белорусские психологи отныне обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о готовящемся преступлении.