Методика обучения вундеркиндов: как сверхмощному интеллекту совладать с эмоциями
При этом многих родителей больше волнуют не материальные, а моральные проблемы, с которыми может столкнется ребёнок в школе: отношения с педагогами, обстановка в классе, будущие успехи в учёбе. Сложнее всего, как это ни парадоксально, приходится самым одарённым детям. Вундеркинды прекрасно успевают в классе, но часто испытывают трудности в общении.
- Списывали?
- Ну, нет, ну что вы, конечно, нет!
"Конечно, да" ответили бы большинство подростков. Но для Алены и Миши этот вопрос - почти оскорбительный. Быть лучшими они привыкли с детства. Вот некоторые семейные рекорды: Алена в полгода уже заговорила, а Миша в 7 классе провел урок математики за учителя.
Михаил Тужилин, студент МГУ: "Задачу можно разными способами решать, самое лучшее - короткое, ясное и простое. И когда ты ее находишь - ощущение света".
Любовь к познанию - почти на физическом уровне. Это и выдает вундеркиндов или дословно - чудо-детей. В Сократовскую школу для одаренных малышей приводят родители, а принимают психологи. Уверяют, особый склад ума просто видно.
Светлана Котягина, психолог лицея для одаренных детей: "У них особое лицо, у них лучистые глаза, которые светят той силой интеллекта".
Такой ребенок очень быстро понимает, он особенный. Учиться ему легко, взрослые им восхищаются, с ровесниками не интересно. Вот только дети постарше с ним тоже не дружат.
Виктория Юркевич, профессор: "У них же с самого начала яма между интеллектом и умением понимать людей, правилами социума. Они немного книжные".
Вот почему танцевать на переменах просто необходимо, говорят психологи. Из-за десинхронии развития. Сверхмощный интеллект заимствует силы, к примеру, у эмоциональной сферы. Тогда ребенок может быть капризным, и даже истеричным. Или бегло читает, но с трудом пишет: проблемы с моторикой.
Природа обкрадывает, поясняют специалисты. Но спасительно прятать книжки и отправлять в спортивные секции бесполезно. Чтобы одаренный ребенок мог быть нормальным, пища для размышлений должна поступать в неограниченном количестве. Перегрузить лучше, чем недодать.
Поддержит разговор и даже поправит. Любимая книжка 5-летнего Жени - "Хочу все знать". Его так здесь и называют - энциклопедия. В этом детском саду считают - одаренные все дети. С рождения. Только дар этот нужно отыскать. Жене как-то показали новую игру - шахматы. Обыграть сейчас его может только отец.
Играть нужно только в полезные игры, причем с рождения, считает Павел Тюленев. Он первым в Советском Союзе разработал методику раннего развития. Гениями не рождаются, а становятся, если с ними беспрерывно заниматься.
Павел Тюленев, президент Академии образования социального и экономического развития: "Папа, мама сидят на кухне - будешь играть в журналиста? Даем слово - ползет, печатает".
На кадрах семейного видео - дочь ученого-экспериментатора. Ларисе три года. Она едва достает до стола, но уже печатает сказку собственного сочинения.
Необычные дети в обычной песочнице. Марина и Ангелина - девочки одаренные: старшая лепит, младшая говорит: много и интересно. Нет особых программ, расписания, репетиторов. Занимаются сестры когда захочется. А познают мир во дворе.
Елена Береговая, мама "Я даже не отдала ребенка в подготовительный класс, потом еще 11 лет трубить в школе, пусть еще год будет ребенком, играет".
Одаренность - дар тяжелый, уверяют психологи. С печатью "особенный" придется место в жизни искать особое. Каждый год в вузы столицы со всей России съезжаются сверхспособные дети. Свои "малолетние первокурсники" есть в каждом университете. И у них все самое сложное - впереди.
К 17 годам, когда остальные дети только поступают на первый курс, одаренные уже заканчивают университеты. Как правило, с несколькими дипломами. Вот только элементарно - трудоустроиться им сложнее других. Кому нужны бизнесмены-подростки или юристы-дети. Единственное, что им остается - учиться дальше.
Даже самого высокого в классе ученика рано или поздно остальные догонят. Так к 30 годам одаренные, в большинстве случаев, выравниваются с обычными детьми. Не по интеллекту, а по устроенности в жизни. Это новая проблема, даже диагноз - "синдром бывшего вундеркинда".
Виктория Юркевич, профессор МГППУ: "Когда его достижения не соответствуют его амбициям - это очень тяжело. Он-то мечтал науку перевернуть, а не случилось".
Сегодня ученые говорят о создании специальных бюро трудоустройства одаренных ребят, чтобы дар они смогли реализовывать. Большей радости и не существует для таких детей. А что может быть важнее счастья ребенка?