Биеннале в Венеции открылась для широкой публики
Художники из десятков стран ищут новые направления современного искусства: скульптуры из воздуха, часы, которые показывают голливудское время, и тающие статуи.
С открытием биеннале фасады венецианских палаццо меняют свой привычный вид. Под классическими пилястрами работы Бернини и Кодуччи - красочные постеры с именами современных художников. Без наглядной рекламы теперь трудно заявить о себе в арт-пространстве.
На узких улочках звучат почти все языки мира, а в выставочных залах - столпотворение. Чем не подходящее место для смелых художественных экспериментов? Вот, например, копия скульптуры Джамболоньи. Но с отступлением от оригинала. Из воска и вместо кисти - свеча. Пожалуй, самое светлое пятно в швейцарском павильоне. Рядом - пришелец совсем из другого времени. Тоже из воска. Как говорит менеджер швейцарского павильона Альберт Ридженти, гореть эти свечи будут долго, месяцев 6 - до конца биеннали.
Британский скульптор, провокатор и философ Аниш Капур бросает вызов общественному мнению. В католической Италии, пожалуй, самой религиозной стране Европы, он ни много ни мало материализует святой дух и помещает его в средневековый монастырь на острове Сан-Джорджио.
Венецианцы предлагают гостям улыбнуться. Итальянский павильон и снаружи и внутри оккупировали голуби. Птицы нависают над зрителями в весьма угрожающих позах. Не сразу разберёшь, что они часть экспозиции и только кажутся настоящими.
Экспонаты, которые привезли в Венецию ирландцы, - сплав алюминия и абстракции. Реверанс в сторону Пикассо и головоломка для зрителей одновременно. На биенналле принято отступать от канонов и смешивать стили. Арт-видео дополняют сложные философские композиции.
Тут же интерактивный экран, который оказывается лабиринтом. Вдоль стен - бесконечная череда чёрно-белых фотографий с детскими лицами, весёлыми и грустными. Лента без начала и конца - перевёртыши, появляющиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда, как метафора жизни и смерти.
Захватывающие игры со временем подхватывает американский медиа-гуру Кристиан Марклай. Собранные им кадры из старых фильмов - европейских и голливудских - идут круглые сутки нон-стоп. В каждом эпизоде - часы. Ретро-циферблаты по ту и эту сторону экрана тикают в унисон и совпадают во времени с современными хронографами гостей биеннале. Кажется, чудо. На самом деле - точный арифметический расчет.
Для любителей экзотики тотемный дракон южноафриканца Николаса Хлобо словно добавляет в европейский модерн чувственной энергии. С такими персонажами биеннале принимают почти сказочные очертания.