По мнению психологов, записка, написанная от руки, — настоящее зеркало души
Что можно сказать о человеке с лихим росчерком пера? Что думают эксперты об обладателях каллиграфического почерка и о тех, кто пишет, как курица лапой? Ответы на эти вопросы знает графолог, кандидат психологических наук Лариса Дрыгваль.
Вопрос: Говорят, что почерк - это своеобразное отражение личности, а какие выводы можно сделать, взглянув на него?
Эксперт: Действительно, почерк - скан нашей личности, и выводы сделать можно очень большие как о характере, темпераменте человека, так и о проблемах, проблемах адаптации, о сложностях во взаимоотношениях.
Вопрос: Часто родители говорят ребенку: "Ты пишешь как курица лапой, пиши аккуратней". А правильно ли это? Вообще стоит ли вмешиваться вот в почерк ребенка, пытаться его исправить?
Эксперт: Давайте, например, посмотрим почерк, типичный для подросткового возраста. Писала девочка 13 лет, всеобщее возбуждение идет по почерку, наклон прыгает, то узко получается, то широко получается, то бегло, то где-то остановочки происходят. Здесь не ребенок виноват, а, так сказать, виновата его внутренняя психика, которая начинает испытывать вот такие беспокойства. Этот фон, конечно, будет отражаться и в почерке.
Вопрос: А в какой момент родителям стоит забить тревогу и понять, что почерк - это уже следствие каких-то серьезных проблем у ребенка?
Эксперт: Например, почерк очень узкий. Сразу же бросается в глаза, что он очень задавленный. Прямо линия находит на линию, рука с трудом продвигается вперед. Эта скованность движения говорит о том, что и внутри ребенок очень закрепощен, он ожидает постоянно какого-то вот извне подвоха, он боится расслабиться. Надо разобраться по какой причине это происходит. Или другой почерк - буквы валятся слева направо, много изломанных движений. Это трудности в адаптации, это, возможно, даже какое-то внутреннее такое невротичное состояние. Или, например, почерк, вроде бы красивый, наверное, каллиграфичный, наверняка все бы и мечтали такой почерк иметь, и учителя ставят оценки хорошие таким детям. Но этот почерк проблемен, ребенок, который пишет таким образом, боится проявляться индивидуально. Он как солдат, соответствует каким-то стереотипам, рамкам, шаблончикам, а, когда нету этих шаблонов, он будет теряться в жизни.
Вопрос: А если ребенок пишет почти печатным почерком, о чем это может говорить?
Эксперт: Надо смотреть, что за печатный почерк, если действительно он очень медленный, выписанный, это не совсем хорошо. Это говорит о том, что ребенок боится вот себя проявить, и как-то слишком скованно живет и скованно себя чувствует.
Вопрос: Почерк меняется в течение жизни. А всегда ли это говорит о том, что меняется и характер?
Эксперт: Вообще личность устроена таким образом, что процентов 80 в нас уже заложено от природы, а процентов 20, так сказать, это пути становления нашей личности и есть кое-какие изменения. Так вот эти изменения и будут видны в почерке, а то, что врожденное, основательное, фундаментальное, оно всегда остается неизменным. А вообще почерк не бывает плохим или хорошим, он такой, каков сам человек.